ГлавнаяНовости АудиСправочникИстория Ауди

Выигрыш за явным преимуществом

Он атлетичен и быстр

Слоганы Ауди разных лет

«Адская машина» спасает автомобилиста

Пронзительный звук сирены! Пожар в трюме!

Надрываясь, работают пожарные помпы, закачивая в трюм целые озёра забортной воды, но добраться до источника пламени почти невозможно…

Виновница пожара — небольшая металлическая трубка. Ее внутренняя полость разделена тонкой поперечной перегородкой. В каждую из половинок залиты едкие химические растворы.

И пока судно безмятежно вспарывает зеленую гладь океана, растворы без устали делают свое черное дело. Они разъедают перегородку, смешиваются и в результате бурной реакции рождают огонь.

В зависимости от толщины перегородки пожар начнется через несколько часов или через несколько суток, когда корабль очутится в тысячах километров от берегов. Такими трубками, получившими прозвище «адская машина», гитлеровские диверсанты погубили немало судов союзников во время второй мировой войны.

Итальянские изобретатели из Генуэзского университета и Миланского политехнического института воспользовались принципом «адской машины» для спасения человеческих жизней.

На автомобильных дорогах США, Западной Германии, Японии, Франции, Италии и других стран в результате аварий ежегодно гибнут сотни тысяч людей. По крайней мере две трети из них могли бы остаться в живых, если бы была принята простейшая мера предосторожности: надеты спасательные ремни.

Дело в том, что при самых тяжелых столкновениях пассажирский салон остается, как правило, целым. А люди гибнут, ударяясь с большой силой о руль, приборный щиток или стекла автомобиля. Так, человек весом 80 кг ударяется о приборный щиток с силой около тонны, если скорость до столкновения была всего 50 км/час.

Во многих странах с интенсивным автомобильным движением продажа машин, не оборудованных спасательными ремнями, вообще запрещена. Чтобы заставить пассажиров пользоваться ремнями, некоторые фирмы пошли на такую хитрость: они включили ремни в цепь зажигания.

Не застегнешь ремень, не заведешь машину. Тем не менее широкий опрос, проведенный недавно среди автомобилистов, показал, что больше девяноста процентов их при поездках не пользуются ремнями.

Это непонятное на первый взгляд упрямство объясняется не легкомысленным отношением к собственной жизни. Причина его — тайный страх. Страх оказаться привязанным к горящей или тонущей машине, не иметь возможности вылезти из-под перевернувшегося автомобиля, если загнется или заклинится пряжка ремня.

Итальянские изобретатели считают, что избавили автомобилистов от этих страхов. Миниатюрная «адская машинка»-капсула, наполненная какой-то жидкостью, в состав которой входит и серная кислота, вмонтирована в каждый спасательный ремень.

При обычной езде «адская машинка» ничем себя не проявляет. Но при столкновении кислотоупорная капсула разбивается, и кислота начинает разъедать металлический тросик, стягивающий пружину. Пружина распрямляется, выдергивает стопорный болт, и ремень распадается.

Пусть теперь замок заклинивается — пассажир все равно уже свободен. Но свободен не сразу, а лишь спустя 25—30 сек. после аварии. Собственно, в этом и заключается оригинальность изобретения.

В самом деле, если бы механизм срабатывал сразу, это было бы равносильно тому, что ремня вообще нет. Ведь первые секунды после столкновения, когда автомобиль кувыркается с колес на крышу или скатывается под откос, — самые опасные для пассажира.

Его жизнь полностью зависит от прочности спасательного ремня, который должен уберечь его от ударов о внутренность автомобиля. Сколько времени длится опасная ситуация, как долго разбушевавшаяся кинетическая энергия грозит пассажиру гибелью? Две секунды? По-видимому, больше. Две минуты?

Наверняка меньше. Эксперименты показали, что в среднем аварийная ситуация длится 25—30 сек. За это время как раз и срабатывает механизм. Изобретателям удалось так подобрать концентрацию раствора и толщину тросика, что задержка соблюдается очень точно.

Двухгодичные испытания, проведенные в Милане и Генуе, подтвердили исключительную надежность нового механизма. Несмотря на свое название, «адская машинка» оказалась гораздо безопаснее всех других систем — пиропатронов с часовым заводом или тлеющих шнуров, могущих вызвать взрыв бензиновых паров в автомобиле.

Опубликовано в журнале «Юный Техник» №1 за 1969 год в рубрике «Мир изобретает».

Audi logo

На правах рекламы


Яндекс.Метрика
Бизнес.
И немного личного.

Сайт создан групой энтузиастов и не связан с Audi AG. Опубликованы материалы, находящиеся в открытом доступе и наши переводы
из зарубежных источников. Некоторые из них не связаны с маркой Ауди, но могут быть полезны широкому кругу автолюбителей.