ГлавнаяНовости АудиСправочникИстория Ауди

Победитель получает всё

Динамика опережения

Слоганы Ауди разных лет

Эй-Си Кобра / AC Cobra

Легендарный 2-местный кабриолет «Кобра» (Cobra) по праву относится к самым известным спортивным автомобилям мира, к которым со временем перешли и лавры одного из долгожителей планеты, выпускающегося уже около 50 лет без существенных изменений. В нем переплелись типично британский стиль консервативных, аскетично простых спортивных «классиков» с открытыми кузовами и американский дух, свойственный мощным трековым гоноч-ным автомобилям.

Сегодня представляется, что компания «Эй-Си» (АС) существует совсем недавно и всегда только и делала, что занималась изготовлением своей легендарной «Кобры». На самом же деле, все наоборот: этой фирмы уже давно не существует, но копии «Кобры» продолжают выпускать ее наследники. Эта фирма была основана в 1904 году и через три года получила название «Отокэрриерс Лимитед» (Autocarriers Ltd.), от которого была образована аббревиатура АС («Эй-Си»). Тогда трудно было предположить, что она не только станет всемирно известной, но и вообще выживет. Первый крутой поворот в ее истории произошел в 1921 году, когда «Эй-Си» выкупил автогонщик Сэлвин Эдж. Это на многие годы вперед предопределило «спортивную карьеру» небольшой компании. Вторым примечательным событием стал выпуск в 1953-1954 годах компактных родстера «Эйс» (Асе) и купе «Эйсэка» (Асеса) с не менее легендарным 2-литровым двигателем в 102,5 л.с, созданным еще в… 1910 году. Автомобили выпускались до 1963 года и стали прообразами знаменитой «Кобры».

Долгой и многогранной, не завершившейся до сих пор истории сравнительно простой машины «Эй-Си Кобра» посвящены многочисленные книги и исследования. Ее рож-дение можно было бы назвать случайностью, ведь фирма «Эй-Си» вовсе не планировала выпускать автомобиль в том виде, в каком он появился через некоторое время. Историки оценивают «Кобру» как результат незапланированного англо-американского сотрудничества, а ее корни находят в творчестве неукротимого американского гонщика и конструктора Кэролла Шэлби. Случайно узнав, что бри-танский «Эйс» остался без хорошего мотора, он предложил свои услуги фирме «Эй-Си». Его идея состояла всего лишь в установке на шасси «Эйс» американского 3,6-литрового двигателя «Форд» V8. Британскую компанию совсем не вдохновило это смелое предложение, зато заокеанский «Форд» счел идею весьма привлекательной и предложил для этой цели свой новый верхнеклапанный 4,3-литровый мотор. Фирме «Эй-Си», как обычно, находившейся не в лучшем финансовом положении, не оставалось ничего иного, как потратиться на незначительное усиление своего шасси «Эйс». Потом их отгружали в США, где в мастерской Шэлби в Лос-Анджелесе на машины ставили моторы «Форд».

Так в феврале 1961 года появился прототип «Шэлби-Кобра» с двигателем невероятной для столь компактного и легкого шасси мощности — 260 л.с. С июля 1962-го его начали собирать в Великобритании под марками «Кобра-260» или «Кобра Mk-I». Впрочем, на модели «Кобра Mk-П» его тут же сменил 280-сильный мотор объемом 4,7 л, разгонявший легкий родстер до 246 км/ч, причем скорости 96 км/ч он достигал всего за 4,2 с. Как и их прообраз, первые серии «Кобры» оснащались несущей стальной трубчатой рамой, 4-ступенчатой коробкой и независимой подвеской всех колес на поперечных листовых рессорах. Дополнительно на них установили задние дисковые тормоза и самоблокирующийся дифференциал, а 16-дюймовые шины заменили на 15-дюймовые. Машины имели кузова из легкого сплава, выполненные вручную, и предлагались в дорожных и спортивно-гоночных исполнениях.

Автомобиль, созданный таким необычным образом, должен был еще долго доказывать свои права на существование. Этим занимался Кэролл Шэлби. Уже в 1963 году автомобили «Шэлби-Кобра» одержали первые победы в заездах спортивных машин. Главным же достижением 1963 года стало 7-е место в 24-часовых гонках в Ле Мане. Это было особенно важно, потому что первые шесть мест заняли непобедимые в то время машины «Феррари». В 1965 году «Кобра» в первый и в последний раз выиграла Кубок конструкторов в классе автомобилей Большого туризма, а потом долго доминировала в большинстве американских гонок на спортивных машинах. Проверка всех узлов в экстремальных условиях соревнований позволила модернизировать автомобиль, улучшить все его показатели и повысить качество. Так из заурядного кабриолета родился ско-ростной болид голубых кровей, ставший мечтой многих весьма не бедных любителей экзотичных автомобилей и автоспорта.

С 1965 года выпускались две новые модели «Кобра-289» и «Кобра-427» третьего поколения Мк-Ш, цифровые индексы которых указывали на рабочий объем установленных на них двигателей в кубических дюймах или 4727 и 7010 см3 соответственно. Второй мотор оснащался алюминиевой головкой блока и развивал головокружительную для 2-местного родстера мощность — 410 л.с, а в специальных исполнениях — до 616 сил, позволявших разогнаться с места до 200 км/ч всего за 16,5 с. На обеих машинах установили арки безопасности, широкопрофильные шины, подвески стали рычажно-пружинными, все тормоза — дисковыми. В 1962-1967 годах было изготовлено 1011 машин «Кобра», из них треть — с самым мощным 7-литровым мотором.

Компания «Эй-Си» посчитала доходы от побед своей «Кобры» несовместимыми с расходами на ее изготовление и решила уйти из большого спорта. К тому же она потерпела крах со своим новым купе модели 428, выполненным на шасси «Кобры» и вообще прекратила изготовление этой дорогой серии, перейдя в 1973 году на более простую и дешевую машину «Эй-Си 3000МЕ». С тех пор фирма фактически прекратила свою деятельность, собрав до 1984 года всего… 68 экземпляров серии 3000. Так Шэлби остался не у дел и начал разрабатывать для «Форда» проект не менее известного спортивного автомобиля GT-40.

На том история «Кобры» вовсе не закончилась. В 1982 году британская фирма «Отокрафт» (Autocraft) стала правопреемником бывшей компании «Эй-Си», тем более что сокращением ее названия также являлась аббревиатура АС. Эта компания реанимировала производство «Кобры», получившей простой индекс MkTV, так как юридические права на марку «Кобра» принадлежали Шэлби. Машина получила 4,9-литровый мотор «Форд» V8 в 225 л.с, 5-ступенчатую коробку, все дис-ковые вентилируемые тормоза, но внешне почти не изменилась. В то же время Шэлби тоже возобновил в США единичное изготовление автомобиля «Кобра» с американскими агрегатами. Кроме них, до сих пор многочисленные небольшие фирмы занимаются воспроизведением «Кобры», предлагая ее копии с современными узлами.

Характеристика автомобиля «Эй-Си Кобра-427» (1965 год)

Число мест — 2. Двигатель верхнеклапанный \;8 жидкостного охлаждения с четырьмя карбюраторами, рабочий объем — 7010 см3, мощность — 410 л.с. при 5600 об/мин. Коробка передач механическая 4-ступенчатая. База — 2286 мм. Колея передняя и задняя — 1397/1372 мм. Длина — 3962 мм, ширина — 1727 мм, высота — 1219 мм. Масса — 1147 кг. Максимальная скорость — 265 км/ч, время разгона с места до 96 км/ч — 4,6 с. Средний расход топлива — 20,5 л на 100 км.

P.S. Изображения в процессе подготовки... Скоро.

Audi logo

На правах рекламы


Яндекс.Метрика
Бизнес.
И немного личного.

Сайт создан групой энтузиастов и не связан с Audi AG. Опубликованы материалы, находящиеся в открытом доступе и наши переводы
из зарубежных источников. Некоторые из них не связаны с маркой Ауди, но могут быть полезны широкому кругу автолюбителей.