ГлавнаяНовости АудиСправочникИстория Ауди

И город провожает его миллионами взглядов

Динамика опережения

Слоганы Ауди разных лет

Остин-Хили Спрайт / Austin-Healey Sprite

Историки считают Дональда Хили (Donald Healey, 1898-1988 гг.) непризнанным автомобильным гением, или, скорее, великим самоучкой, которому так и не было суждено полностью проявить свою неуемную энергию, огромную изобретательность и детскую увлеченность. Всю жизнь он провел в поисках своего пути в автомобильной области, перебрав немало специальностей, поработав на разных фир-мах, создав несколько оригинальных машин. Главной целью Хили был «самый простой автомобиль по лучшей цене», не строить ему приходилось в основном крупные и дорогие машины.

С детства Дональд Хили увлекался техникой. В годы Первой мировой войны работал на авиационной фирме «Сопвич», потом служил в Королевских Военно-Воздушпых Силах. Войну он закончил на земле, сбитый союзниками во Франции, Затем в своем гараже переделывал обычные легко-вые машины в спортивные и сам принимал на них участие н гонках, ралли и пробегах, не раз разбиваясь и попадая в смер-тельно опасные ситуации. В 1930-е годы стал техническим директором компании «Триумф», где разработал спортивный «Доломит». Конец Второй мировой войны стал поворотным в судьбе Хили: он основал фирму своего имени, где строил неплохие автомобили с оригинальными кузовами и фарами, спрятанными за решеткой радиатора. На них использовались самые разнообразные агрегаты, вплоть до 5,5-литрового мотора «Кадиллак» V8. В 1951 году он подписал соглашение с американской компанией «Нэш», одним из первых внедрив «всемирную кооперацию»: из США в Англию поставляли силовые агрегаты, на фирме «Хили» их ставили на свои шасси и отправляли в Италию, где на них «надевали» спортивный кузов, а потом отгружали обратно в Америку. Позднее все это назвали «аферой Хили». Сам он понял это раньше других и постепенно стал переходить на дешевые узлы от серийных легковых машин «Остин» и «Моррис».

Очередной поворот в его судьбе произошел после встречи на Лондонском автосалоне 1952 года с президентом концерна «Бритиш Мотор Корпорэйшн» сэром Леонардом Лордом. Они договорились об образовании фирмы «Остин-Хили» (Austin-Healey), где Хили обязался наладить выпуск своих автомобилей серии 100. Так родился «Остин-Хили 100», одни из самых известных в мире спортивных автомобилей среднего класса. В 1959 году ему на смену пришла не менее известная серия 3000, о которой рассказ ниже, а здесь вернемся на год назад, в 1958-й, когда Хили вместе с инже-нером Герри Кокером создал свой второй шедевр — родстер «Остин-Хили Спрайт» (Sprite) — «Эльф», «Маленький Хили» или «Мини-Хили» — одни из самых известных в мире спортивных автомобилей малого класса.

До тех пор изобретения Дональда Хили часто удивляли современников, но «Спрайт» поразил их больше всего. Будучи по идее заурядной серийной машиной, он вызвал всеобщее внимание благодаря своим огромным фарам, размещенным в неглубоких выемках по краям капота и торчавшим над ним, напоминая какое-то глазастое земноводное. Так за «Спрайтом» навсегда закрепились прозвища «Лягушачий глаз» или «Лягушонок». В нем Хили, наконец, полностью воплотил свои идеи простой и дешевой спортивной «машины для всех». Ее основой служила сварная платформа седана «Остин А-35», а цена была чуть больше, чем стоил «Моррис Мини». С технической точки зрения простенький «Спрайт» стал первой британской спортивной машиной малого класса с несущим цельнометаллическим кузовом. Другая особенность — впервые вся передняя часть кузова, включавшая капот с фарами, облицовку радиатора, крылья и бампер, целиком откидывалась вперед, позволяя не только подрегулировать двигатель, но и легко достать до деталей подвески. Еще одной диковинкой для всех, кроме британцев, была цельная задняя панель кузова без крышки багажника, доступ в который имелся только из салона.

Первый «Спрайт Мк-1» появился 20 мая 1958 года, а через год началось его серийное производство. От своего прародителя А-35 он получил просто]! 950-кубовый двигатель в 43 силы с двумя карбюраторами, обычную коробку передач, переднюю независимую рычажио-пружинную подвеску и заднюю с неразрезным мостом на четвертьэллип-тических рессорах, все барабанные тормоза и 13-дюймовые дисковые колеса. Его уютный салон был воплощением простоты пополам с британской классикой. На плоском щитке помещалось всего несколько приборов, включая спидометр и тахометр, а датчик температуры охлаждающей жидкости следовало заказывать дополнительно. Боковые плексигла-совые стекла были съемными, руль — простой двухспице-вый, рычаг переключения передач помещался между сидений, обтянутых виниловой пленкой. При обычной механической «начинке», простейшей комплектации и весьма средних мощностиых данных «Спрайт» развивал высокую скорость, был весьма экономичным и вполне удовлетворял своих небогатых почитателей. Недаром, до 1961 года «Спрайт» первой серии сделали в огромном для тех времен количестве — 48987 экземпляров.

С 1962 года выпускался «Спрайт Мк-П» с новым 1,1-литровым 56-сильным двигателем и передними дисковыми тормозами. Неожиданно потеряв всю свою внешнюю прелесть, он стал еще более дешевым. Оказывается, выштамповки на капоте и фары «глаза лягушки» в про-изводстве оказались слишком дорогими. Так из привле-кательного родстера второй «Спрайт» превратился в безликий кабриолет с фарами на концах передних крыльев и «нормальными» крышками капота и багажника. В 1964 году родился «Спрайт Mk-ІІІ» с увеличенной на 3 л.с. мощностью и задней подвеской на полуэллиптических рессорах. С 1966 года выпускался «Спрайт Mk-lV» с 1275-кубовым мотором мощностью 65 л.с, разгонявшим автомобиль до 153 км/ч. В 1970 году, через два года после образования концерна «Бритиш Лейланд», его производство прекратилось, но потом в течение двух лет машину предлагали под маркой «Остин».

За всю свою недолгую жизнь слабенький «Спрайт» проявил себя непримиримым бойцом на гоночных трассах. Для этого форсировали серийные машины, а также создавали специальные купе с более мощными моторами, достигавшие скорости 225 км/ч. Среди самых громких завоеваний «спрайтов» в 1959-1965 годах были победы и призовые места в ралли Акрополис, Льеж — Рим — Льеж и на Кубок Альп, в многочасовых соревнованиях в Себринге, Ле Мане, Брэнде Хэтче, на Нюрбургринге и другие. Всего автомобилей серии «Спрайт» было изготовлено 80360 штук.

К началу 1970-х Дональд Хили, разочаровавшийся в собственных деяниях, перешел на фирму «Дженсен», но и там не достиг своей никому не ведомой цели. В 1973 году, когда он уже был на пенсии, королева Елизавета II вручила Хили орден Командора за заслуги перед страной. А созданный им легендарный «Спрайт» до сих пор копируют многочисленные мелкие фирмы. Многие из них носят странное для посторонних, но такое родное для современных фанатов этой модели имя — «Лягушонок».

Характеристика автомобиля «Остин-хили спрайт Мк-1» (1959 год)

Число мест — 2. Двигатель рядный 4-цилиндровый верхнеклапанный жидкостного охлаждения, рабочий объем — 948 см3, мощность — 43 л.с. при 5000 об/мин. Коробка передач механическая 4-ступенчатая. База — 2030 мм. Колея передняя и задняя — 1160/1140 мм. Длина — 3490 мм, ширина — 1350 мм, высота — 1210 мм. Масса — 620 кг. Максимальная скорость — 137 км/ч. Средний расход топлива — 6-8 л на 100 км.

P.S. Изображения в процессе подготовки... Скоро.

Audi logo

На правах рекламы


Яндекс.Метрика
Бизнес.
И немного личного.

Сайт создан групой энтузиастов и не связан с Audi AG. Опубликованы материалы, находящиеся в открытом доступе и наши переводы
из зарубежных источников. Некоторые из них не связаны с маркой Ауди, но могут быть полезны широкому кругу автолюбителей.