ГлавнаяНовости АудиСправочникИстория Ауди

Выигрыш за явным преимуществом

Игра по своим правилам

Слоганы Ауди разных лет

БМВ-Изетта - BMW Isetta

Историки считают, что из всех автомобильных фирм Германии, сохранившихся после Второй мировой войны, легендарная компания БМВ (BMW) пострадала сильнее всех. С одной стороны, это было вполне естественным: в военное время она выпускала авиационные моторы для Люфтваффе, и потому в 1944 году заводы БМВ были превращены союзниками в руины. Более того, главный автомобильный завод в Айзенахе, оставшийся в советской оккупационной зоне, был целиком утерян. Помимо всех этих невзгод, американцы в качестве военных репараций конфисковали почти все сохранившееся оборудование и техническую документацию, которой, как сообщают исторические эссе, «попользовались 16 стран мира». Так БМВ фактически прекратила свое существование, перебиваясь изготовлением велосипедов, сельхозмашин и кухонных плит. Вдохнуть жизнь в автомобильное производство помог Дойче Банк, выкупивший большинство акций БМВ и сделавший своего представителя Карла фон Мангольдт-Райбольдта ее президент-директором.

Несмотря на огромные трудности, он решил восстановить былой высокий авторитет БМВ в автомобильной области, начав в 1951 году формирование новой гаммы легковых и спортивных автомобилей высокого класса. Вполне естественно, в полуразрушенной послевоенной Германии спрос на них был ничтожным, и потому на повестку дня встал вопрос о создании сверхлегкого, простого и дешевого автомобиля массового производства, способного поддержать фирму на плаву. Это трудное решение было принято в 1953 году советом акционеров, одобривших его только лишь как меру вынужденную и временную. Затем встал другой вопрос: что взять за основу новой машины?

Ведь собственных средств на ее разработку не было никаких. Кто-то вспомнил, что в Италии недавно был представлен оригинальный микроавтомобиль «Изетта» (кеНа), получивший большую поддержку в прессе, однако создавшая его фирма не имела никакой возможности самостоятельно организовать массовое производство. Было решено приобрести на него лицензию и наладить выпуск «Изетты» на пустовавших предприятиях БМВ. Так в 1955 году родился один из самых известных микроавтомобилей мира — «БМВ-Изетта».

Его истоки уходят в Италию начала 1950-х годов, когда молодой инженер Ренцо Ривольта (Кепго Ра\'о1г,а) задался идеей, как из домашнего холодильника сделать… небольшой легковой автомобиль. Нет, это вовсе не шутка, а быль. Дело в том, что Ривольта владел фирмой «Изотерм» по выпуску бытовых холодильников, не имевших особого спроса в бедной стране, где, тем не менее, быстро росла популярность недорогих микроавтомобилей. В результате в 1953 году он создал миниатюрный автомобиль, действительно, внешне очень напоминавший большой холодильник и получивший марку «Изетта». Его единственная широкая дверь располагалась спереди, в салоне стояли два простеньких сиденья-полочки, а все агрегаты размещались в задней части — все, как у холодильника. Шутники, открывая дверь «Изетты», спрашивали: «А почему же лампочка внутри не зажигается?» Кстати, потом на машине все-таки поставили потолочный плафон, загоравшийся при открывании двери, но это сделали уже на немецком варианте «БМВ-Изетта».

Он появился осенью 1955 года на 37-м автомобильном салоне во Франкфурте-на-Майне и стоял бок о бок с двумя «нормальными» спортивными автомобилями БМВ-503 и БМВ-507, сыгравшими не менее важную роль в истории

фирмы. Но вернемся к «Изетте». Это был редкий во всех отношениях случай в автомобильной истории. «Изетта» представляла собой своеобразный однодверный колобок на четырех 8-дюймовых колесиках длиной чуть более 2 м и весом в 300 с небольшим килограммов. Управляемыми были два передних колеса, стоявшие по углам округлого кузова. Колея ведущих задних колес была вдвое меньше передних. Привод на них осуществлялся от одноцилиндрового 2-тактного мотора «Изо» воздушного охлаждения рабочим объемом 236 см3 мощностью 9,5 л.с. Передней частью кузова являлась выпуклая дверь с гнутым лобовым стеклом со стеклоочистителем, распахивавшаяся в сторону. Одновременно с нею откидывался и руль, связанный с рулевым механизмом тремя валиками и двумя карданными шарнирами. Заднее стекло «Изетты» было панорамным. Оно заходило на боковины кузова, где размещалось еще по два окна с каждой стороны — одно маленькое треугольное и среднее трапецеидальное. Первый вариант «БМВ-Изетта 250» получил 4-тактный двигатель от мотоцикла БМВ 1?-27 мощностью 12 л.с, новые однодисковое сухое сцепление и обычную коробку передач, составлявшие единый блок с короткой задней осью без дифференциала, а также 10-дюймовые колеса. Выпускалась также трехколесная «Изетта Драйрад», у которой крутящий момент передавался на одиночное заднее колесо мотоциклетной цепной передачей. Передние колеса крепились на двух продольных рычагах с пружинами, задние — на четверть эллиптических рессорах. Барабанные тормоза располагались только сзади и приводились гидроприводом от ножной педали. Основой шасси являлась стальная трубчатая рама. У серийной немецкой «Изетты» кузов стал более простым и менее элегантным. Оригинальные по форме, но сложные в производстве боковые окна заменили одним прямоугольным со сдвижными стеклами, фары переместили из-под обтекателей передних крыльев на боковины кузова, элегантные воздухозаборные прорези на задних панелях сменили круглые выступы с мелкой решеткой, зато на удлиненном задке появился импровизированный решетчатый багажник.

Простенькая «БМВ-Изетта», расходовавшая 3 л бензина на 100 км и стоившая всего 2580 марок ФРГ (около 700 долларов США), имела бурный успех. В 1955 году их собрали около 13 тыс. штук, в следующем — 21,2 тысяч. С 1956 года выпускался вариант с 300-кубовым мотором мощностью 13 л.с. До 1962 года было изготовлено 161360 таких микроавтомобилей. «Изетта» открыла на БМВ кратковре-менную эпоху малых автомобилей, которые спасли фирму от неминуемого краха. В 1957-м появился старший брат «Изетты» — элегантный 4-местный микроавтомобиль БМВ-600 с такой же откидывавшейся вперед дверью и задним 2-цилиндровым 20-сильным мотоциклетным мотором объемом около 600 кубиков. За три года его выпустили в количестве 34,3 тыс. штук, зато следующий БМВ-700 стал по-настоящему массовым. Правда, в отличие от своих эффектных однообьемных предков, это была уменьшенная копия «нормального» легкового автомобиля за исключением 2-цилиндрового двигателя в 30-40 л.с. заднего расположения. Все эти микролитражки выполнили свою миссию — спасли БМВ и навсегда исчезли из ее программы.

Что же касается «Изетты», то, помимо БМВ, ее собирали другие фирмы в Германии, Франции и Великобритании. А ее создатель Ренцо Ривольта в начале 1960-х основал новую компанию, где взялся за создание совершенно иных машин — мощных спортивных болидов высшего класса, уже не имевших ничего общего с домашним холодильником.

Характеристика автомобиля «БМВ-Изетта 300» (1957 год)

Число мест — 2. Двигатель верхнеклапанный одноцилиндровый воздушного охлаждения, рабочий объем — 298 см3, мощность — 13 л.с. при 5200 об/мин. Коробка передач механическая 4-ступенчатая. База — 1500 мм. Колея передняя и задняя — 1200/520 мм. Длина — 2285 мм, ширина — 1380 мм, высота — 1340 мм. Масса — 360 кг. Максимальная скорость — 85 км/ч. Средний расход топлива — 3,7 л на 100 км.

P.S. Изображения в процессе подготовки... Скоро.

Audi logo

На правах рекламы


Яндекс.Метрика
Бизнес.
И немного личного.

Сайт создан групой энтузиастов и не связан с Audi AG. Опубликованы материалы, находящиеся в открытом доступе и наши переводы
из зарубежных источников. Некоторые из них не связаны с маркой Ауди, но могут быть полезны широкому кругу автолюбителей.