ГлавнаяНовости АудиСправочникИстория Ауди

Автомобиль нашего круга

Превосходство высоких технологий

Слоганы Ауди разных лет

Боргвард Изабелла — Borgward Isabella

Карла Боргварда (Carl Borgward, 1890-1963 гг.) по праву причисляют к самым талантливым конструкторам и дизайнерам, вдохновителям и организаторам автомобильного производства, так и оставшимся в тени более одиозных фигур. Всю свою жизнь он трудился над созданием разнообразных легковых и грузовых автомобилей, сам рисовал эскизы новых форм и корпел над чертежами агрегатов. Маниакальной идеей Боргварда было образование крупного немецкого автомобильного концерна, наподобие американских. Для этого он не только приобретал действовавшие компании, но и открывал свои собственные. Вряд ли кто другой в те годы основал столько фирм, как Боргвард.

Сын мелкого торговца, он начинал свою карьеру с простого слесаря, но уже в 32 года открыл в Бремене собственную мастерскую по производству автомобильных радиаторов, где и построил первый автомобиль — легкую трехколесную грузовую тележку с мотоциклетным моторчиком. Для производства таких машин в 1926 году Боргвард основал фирму «Голиаф» (Goliath), а через три года приобрел весьма крупную по тем временам компанию «Ганза-Ллойд» (Hansa-Lloyd). На ее основе в 1938 году родилась фирма его имени. Возможность манипулирования производством на своих предприятиях позволила Боргварду перераспределять силы и ресурсы, предлагая покупателям широкую гамму самых разнообразных автомобилей.

Конец Второй мировой войны Боргвард встретил на пепелище своих главных заводов, исправно поставлявших Вермахту грузовики и военную технику. В 1944 году 75% производственных мощностей группы Боргварда было разрушено бомбардировками союзников. Лишь через несколько лет по окончании войны головная компания «Боргвард» в Бремене начала производство легковой машины «Боргвард-Ганза 1500» с 1,5-литровым верхнеклапанным двигателем в 48 сил. Главной новинкой стал ее своеобразный обтекаемый 2-дверный несущий кузов понтонного типа, чем-то напоминавший советскую «Победу». В 1952 году появился вариант 1800 с двухобъемным 4-дверным кузовом, но и он особого успеха не имел, хотя обе машины представляли собой совершенно новый оригинальный стиль. Они остались в истории всего лишь как пробные разработки, созданные в попытках фирмы обрести собственное лицо. В это же время Боргвард усиленно экспериментировал с другими не менее оригинальными и перспективными конструкциями. Среди них были дизельные моторы для легковых машин и бензиновые двигатели с впрыском топлива, четырьмя клапанами в каждом цилиндре, двойным зажиганием и двумя верхними распределительными валами. Все они развития не получили и потому в 1954 году Боргвард решил возвратиться к истокам — абсолютно классической компоновке и совершенно «нормальным» кузовам своих легковушек.

Весной 1954 года на Женевском автосалоне был представлен вполне обыденный заднеприводный седан «Боргвард-Ганза 1500» со строгими и плавными обводами 2-дверного 5-местного несущего кузова. На его передней панели красовалась огромная фирменная эмблема в виде ромба, вмонтированного в скромную горизонтальную решетку радиатора. Основанием кузова служила сварная стальная платформа с усилительным продольным тоннелем, идею которой Боргвард, видимо, позаимствовал от массового легкового «Фольксвагена». Автомобиль комплектовался доработанным верхнеклапанным двигателем мощностью 60 л.с, синхронизированной коробкой передач, независимой рычажно-пружинной подвеской всех колес и барабанными тормозами.

Честно говоря, этот седан особого впечатления ни на кого не произвел. Может быть именно поэтому Боргвард решил заменить этот сухой цифровой индекс на более привлекательное и красивое имя «Изабелла» (Isabella). Тем не менее, об этой машине заговорили только год спустя, когда она появилась в облике 2-дверного купе с числом мест 2+2. В отличие от громоздкого седана новый автомобиль, решенный в ярко выраженном спортивном стиле, выглядел очень легким, стремительным и даже грациозным. Он произвел огромное впечатление на специалистов и потенциальных покупателей. Им очень понравилась его удлиненная форма с рельефными крыльями и почти симметричными округлыми капотом и багажником, между которыми возвышался буквально воздушный салон с тонкой крышей и большими окнами. Как настоящие спортивные автомобили, «Боргвард Изабелла Купе» получил расширители колесных ниш, в принципе, ему совсем не нужные, сильно наклоненное лобовое стекло, а опускавшуюся назад линию передних крыльев, красиво сочетавшуюся с полукруглой формой задних, справедливо сочли неприкрытым копированием британского стиля. Но от этого «Изабелла» не стала менее популярной. Для закрепления своего успеха в том же 1955 году Боргвард представил прежний 2-дверный седан в исполнении ТБ. Его главной технической новинкой стал форсированный до 75 л.с. прежний мотор, степень сжатия которого увеличили с 7,0 до 8,2. Более того, в том же самом успешном на «легковом фронте» году был представлен еще и универсал, причем необычный — 3-дверный с двумя боковыми и одной задней дверями.

В 1956 году забрезживший на горизонте огромный успех Боргвард подкрепил самыми привлекательными 75-сильными купе и кабриолетом ТБ, а также наиболее комфортным и богато оснащенным седаном «ТБ де Люкс», причем купе было единогласно признано самым красивым автомобилем середины 1950-х. Большое впечатление производили его многочисленные хромированные детали: передняя облицовка, оконные рамки, бамперы, молдинги, колпаки колес, но особенно пришлись по душе изящные козырьки над фарами. Популярность этих автомобилей на короткое время достигла уровня престижных машин «Мерседес-Бенц», а по объему производства «Боргвард» неожиданно вышел на второе место в Германии после «Фольксвагена», изготовив в 1955 году 97,9 тыс. легковых машин против 63,7 тыс. «мерседесов». Правда, это количество обеспечили все три фирмы империи Боргварда — «Боргвард», «Ллойд» и «Голиаф». На долю же «Изабеллы» приходилось не так уж и много — 26,5 тысяч. Максимум был достигнут в 1959 году, когда их построили 38,3 тыс. штук, причем до 40% машин экспортировалось за океан. За семь лет производства было изготовлено 202862 автомобиля марки «Изабелла».

Огромные инвестиции на расширение производства и разработку новых моделей привели Боргварда к угрозе банкротства. В 1959 году его убытки достигли угрожающей цифры в 632 млн марок ФРГ. Для решения своих проблем он начал выпуск недорогого переднеприводного автомобиля «Ллойд Арабелла» (Lloyd Arabella) и комфортного седана «Боргвард-2300» с пневматической подвеской, а также приступил к разработке вертолетов и катеров. Не имея никаких средств на развитие производства, Боргвард обратился за помощью к местным банкам, но получил отказ. В сентябре 1961 года империю Боргварда поспешно признали банкротом, в чем историки усматривают не последнюю роль крупных германских монополий, испугавшихся его бурного натиска. Сам Боргвард ушел в отставку и вскоре умер, а его предприятия растащили те, кому «Боргвард» давно был, как кость в горле.

Характеристика автомобиля «Боргвард Изабелла-ТБ купе» (1956 год)

Число мест — 2+2. Двигатель рядный 4-цилиндровый верхнеклапаиный жидкостного охлаждения, рабочий объем — 1493 см3, мощность — 75 л.с. при 5200 об/мин. Коробка передач механическая 4-ступенчатая. База — 2600 мм. Колея передняя и задняя — 1346/1370 мм. Длина — 4390 мм, ширина — 1730 мм, высота — 1380 мм. Масса — 1075 кг. Максимальная скорость — 148 км/ч, время разгона с места до 100 км/ч — 18,5 с. Средний расход топлива — 7,3 л на 100 км.

P.S. Изображения в процессе подготовки... Скоро.

Audi logo

На правах рекламы


Яндекс.Метрика
Бизнес.
И немного личного.

Сайт создан групой энтузиастов и не связан с Audi AG. Опубликованы материалы, находящиеся в открытом доступе и наши переводы
из зарубежных источников. Некоторые из них не связаны с маркой Ауди, но могут быть полезны широкому кругу автолюбителей.