ГлавнаяНовости АудиСправочникИстория Ауди

Автомобиль нашего круга

Спортивный дух, инновации, элегантный стиль

Слоганы Ауди разных лет

Чизиталия-202 — Cisitalia 202

Однажды от наших молодых спортсменов, посещавших с экскурсоводом один западный автомузей, донеслось вот такое странное суждение: «Ну что вы зациклились на этой «чизе»? Чего ради сдалась вам эта раздавленная букашка? Да и по блату она тут. Знаменитость, понимаш!.. То ли дело тачка в три сотни сил с гирлами и полным баром! Клёво, классно!..» Что ж, с половиной этой словесной абракадабры вполне можно согласиться, а об остальном лучше не спорить — каждому свое. Что же касается «итальянской чизы», то речь идет о небольшой итальянской фирме «Чизиталия», промелькнувшей в автомобильной истории кратким всполохом, но навеки оставшейся в ней со своей наиболее известной моделью 202, признанной самым красивым и элегантным автомобилем всех времен. Недаром ее первый вариант с 1947 года хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке как лучший образец технического творчества человечества XX века. На установленной перед машиной табличке написано: «Одна из лучших дизайнерских разработок за всю историю автомобилестроения». Оценить же все восторги, которые окружают ее вот уже более полувека, сможет лишь тот, кто хоть раз видел эту машину «живьем». Действительно, она уникальна — низенькая и легенькая, крохотная, как игрушка, вся какая-то округленькая с большими «распахнутыми» фарами и эффектными колпаками колес. Невольно напрашивается сравнение с комочком мягкого пуха, снега или быстрым пушным зверьком с глазами-бусинками и острыми коготками, который, приласкавшись, бесшумно и стремительно исчезает в дали.

Как и большинство знаменитых автомобилей, «Чизиталию» создавали увлеченные люди, фанаты своего дела, далекие от коммерции и готовые вложить в дело последние деньги. Таким был и Пьеро Дузио, бывший автогонщик, ставший в 1930-е годы преуспевающим бизнесменом, торговавшим спорттоварами, велосипедами и автомобильными аксессуарами. В 1946 году вместе с автогонщиком Пьеро Таруффи и инженером Данте Джакоза он основал Итальянский консорциум спортивной промышленности, от полного итальянского наименования которого была образована аббревиатура «Чизиталия». Его первенцем стал компактный гоночный автомобиль 13-46 на агрегатах серийных легковых машин Фиат-1100. На нем стоял форсированный с 36 до 60-70 л.с. двигатель с дополнительно уравновешенным коленчатым валом и усиленной системой смазки. Раму сделали трубчатой, а 3-ступенчатую коробку заменили на собственную 4-ступенчатую, причем переключение передач можно было производить как при помощи ручного рычага, так и ножного, как у мотоциклов. Автомобиль весил всего 370 кг и развивал скорость 170 км/ч. Первые победы вдохновили Дузио и он создал фирменную команду из 16 гонщиков во главе к Карло Абартом, добившихся в последующие два года высоких результатов.

Скорый и большой успех вернул Дузио к давней идее собственного легкового автомобиля. Есть сведения, что в этой работе ему помогал известный конструктор Фердинанд Порше, перебравшийся к тому времени в Австрию. Новая машина в корне отличалась от гоночного предшественника. Ее колесную базу увеличили на 420 мм, создав новую пространственную несущую трубчатую раму с каркасом кузова. Рычаг переключения коробки передач поместили на полу справа от сиденья водителя. Переднюю независимую подвеску на поперечной рессоре использовали от довоенного ФИАТа «Тоиолино», задний мост с продольными полуэллиптическими рессорами и гидроамортизаторами взяли от массовой модели 1100. На стандартный двигатель Фиат-1100В установили новую головку блока, мощность при разных степенях сжатия составляла 50-60 л.с, а для гоночных исполнений ее довели до 65 л.с. Проблему с кузовом Дузио решил простым способом, раздав заказы на самые известные итальянские кузовные ателье «Пининфарина», «Виньяле» (Vignale) и «Фруа» (Frua). В 1947 году появился первый и самый красивый вариант «Чизиталия-202-55» с низким максимально сглаженным кузовом-купе «берлинетта» работы «Пининфарина» с двумя огромными фарами, скромным бампером и овальной решеткой облицовки радиатора, коротким задком и рельефными задними крыльями, подчеркивавшими элегантность форм и стремительность линий. Особенностью «Чизиталии» было почти полное отсутствие внешних украшений, а крупные дисковые колеса с хромированными колпаками создавали эффект солидности и высокой устойчивости машины на трассе. Фирма «Пининфарина» постоянно экспериментировала в процессе работы над «Чизиталией» — все ее купе, построенные в 1947-1949 годах, получались чуть разными. Они отличались формой передней облицовки, лобового стекла и задних крыльев, углом наклона капота, наличием овальных ободков фар и подфарниками, боковыми вентиляционными отверстиями, ручками дверей и другими деталями. На ряде машин вообще не было бамперов, на некоторых стояли оспицованные колеса, а кабриолеты работы «Фруа» с числом мест 2+2 получили плоское откидное лобовое стекло, более широкие двери и крупные бамперы, заходившие на боковины кузова. Для соревнований было создано несколько родстеров с приподнятыми кромками задних крыльев, напоминавшими плавники. На них в 1947 году гонщики Нуволари и Бернабеи завоевали 2-е и 3-е места в соревнованиях Милле Милья, показав максимальную скорость 180 км/ч.

Тем временем, на волне огромного успеха Дузио взялся за свой самый амбициозный проект. Совместно с Фердинандом Порше началось создание уникального полноприводного гоночного автомобиля «Чизиталия-360» Формулы I. В его центральной части разместили оппозитный 12-цилиндровый двигатель рабочим объемом всего 1,5 л с четырьмя верхними распределительными валами и двумя компрессорами, развивавший мощность по разным источникам 300 или 385 л.с. Теоретически автомобиль мог достигать скорости 340 км/ч, но остался в незавершенном виде. Столь смелые «забавы» надломили финансовое состояние «Чизиталии». В январе 1949 года начался процесс ее банкротства, а Дузио спешно переехал в Буэнос-Айрес, где основал компанию «Аутоар». (Autoar). В 1952 году, когда в Италии дело с банкротством заглохло, он возвратился на родину, переменил название прежней фирмы и приступил к выпуску модернизированных вариантов своего «маленького шедевра», который ему так и не удалось довести до серийного производства. К тому времени относится и создание новых спортивно-гоночных вариантов 202В и 202С. В 1952 году появился последний представитель 202-го семейства — более солидное купе «Чизиталия-202Е» с судовым 4-цилиндровым 160-сильным двигателем рабочим объемом 2,8 л и задним мостом типа «де Дион». Отдаленно похожий на своего предшественника, он уже ничем не выделялся среди конкурентов и не смог добиться какого-либо успеха. За шесть лет с большими перерывали было собрано всего 153 автомобиля «Чизиталия-202», в том числе 13 кабриолетов

Характеристика автомобиля «Чизиталия-202-55» (1948 год)

Число мест — 2. Двигатель рядный 4-цилиндровый верхнеклапанный жидкостного охлаждения, рабочий объем — 1089 см3, мощность — 50 л.с. при 5500 об/мин. Коробка передач механическая 3-ступеичатая. База — 2420 мм. Колея передняя и задняя — 1258/1247 мм. Длина — 3750 мм, ширина — 1480 мм, высота — 1300 мм. Масса — 720 кг. Максимальная скорость — 170 км/ч. Средний расход топлива — 15 л на 100 км.

P.S. Изображения в процессе подготовки... Скоро.

Audi logo

На правах рекламы


Яндекс.Метрика
Бизнес.
И немного личного.

Сайт создан групой энтузиастов и не связан с Audi AG. Опубликованы материалы, находящиеся в открытом доступе и наши переводы
из зарубежных источников. Некоторые из них не связаны с маркой Ауди, но могут быть полезны широкому кругу автолюбителей.