ГлавнаяНовости АудиСправочникИстория Ауди

Создан, чтобы заводить

Он атлетичен и быстр

Слоганы Ауди разных лет

Ситроен DS-19 - Citroën DS

На международном конкурсе «Автомобиль XX века» он занял третье место. Этот легендарный автомобиль стал апофеозом всей деятельности фирмы «Ситроен» (Citroën), ее наиболее известной машиной и одной из самых знаменитых легковушек мира, заложивших принципиально новые критерии автомобильного конструирования. Появившись 5 октября 1955 года на 42-м Парижском автосалоне, она, «словно бомба, взорвала весь автомобильный мир», представив специалистам и покупателям не только совершенно неожиданный для своего времени дизайн, но и многочисленные сногсшибательные технические новинки. Уже в первый час работы салона на автомобиль было получено свыше 700 заказов, а к концу дня его смогли приобрести 12 тыс. человек. Через неделю эта цифра достигла 80 тысяч. Такого фурора автомобильный мир еще не знал.

К этому автомобилю компания «Ситроен» шла уже более 20 лет. Ее первые макеты были созданы еще в середине 1930-х годов. Перед самой войной она начала разработку проекта VGD — «машины массового пользования», от которого ведет свою историю DS-19. Главными же прародителями DS-19, созданного конструктором Андрэ Лефевром (Andre Lefevbre), считаются не менее знаменитые в свое время массовые переднеприводные автомобили серии 7CV/11CV, известной как «Траксьон Аван», а также легкие и неказистые 2CV («дё шво»), в которых воплотились уникальный дизайн и совершенно необычная независимая подвеска. Людей, не сведущих в автомобильных технических тонкостях, сразу же привлекает необычная внешность DS-19 с длинным и острым «носом», коротким пологим задком и задними колесами, скрытыми под облицовкой кузова. В прессе сообщалось, что кузов, разработанный дизайнером «Ситроена» Фламинио Бертони, «представлял собой сочетание детройтского барокко, аэрокосмического стиля американских прототипов, итальянского темперамента и французского шарма». Многие десятилетия эти внешние осо-бенности позволяли сразу же выделять «ситроены» в доволь-но безликой массе конкурентов, на долгие годы обеспечив фирме авторитет самого нетрадиционного и смелого создателя самых выдающихся автомобилей. Главной технической особенностью 138-19 считается первая в мире независимая подвеска всех колес на продольных рычагах и гидропневма-тических элементах, получившая через четыре месяца систему регулировки жесткости, повышавшую комфортность езды по самым плохим дорогам. Ее конструкцию с 1944' года разрабатывал конструктор Поль Манье. При движении по неровностям такая подвеска позволяла опустить все четыре рычага с колесами, приподняв тем самым шасси машины и защитив его от повреждений. На стоянке, наоборот, рычаги приподнимались, и машина будто ложилась «на брюхо». При этом дорожный просвет можно было изменять в пределах от 90 до 280 мм. Огромные возможности такой конструкции в ралли Шамони продемонстрировал гонщик Бьёрн Вальдегаард, когда его дошел до финиша на трех колесах. Впервые на ОБ-19 была использована также комплексная гидравлическая система высокого давления. Она служила для ручного регулирования жесткости подвески, выбора уровня расположения кузова, включения двухконтурной системы тормозов, усилителя реечного рулевого механизма, управления однодисковым сцеплением и коробкой передач, позволив отказаться от педали сцепления. DS-19 стала первым в мире массовым легковым автомобилем среднего класса, снабженным передними дисковыми тормозами. Основанием ее несущего кузова служило цельнометал-лическое днище с подрамником для силового блока. Сверху на него навешивалась столь же прочная конструкция из широких оконных рам и дверных стоек, причем крыша была стеклопластиковая, а все кузовные панели из алюминия или пластика крепились на одном — двух болтах, чтобы любой водитель мог самостоятельно заменить их новыми. На фоне таких особенностей все еще редкий передний привод уже нельзя было расценивать как нечто экстраординарное. Вряд ли стоит напоминать, что на DS-19, как и на простеньком «дё шво», стояло рулевое колесо с одной спицей, а тормозную педаль заменяла ножная кнопка. На первых образцах DS-19 стоял классический 75-сильный мотор, рабочий объем которого в 1,9 л был зашифрован в индексе модели. Буквы DS обычно расшифровывают как «специальное назначение», но некоторые считают их аббревиатурой французского слова «Богиня» (Déesse).

В ноябре 1955 года, с началом серийного производства DS-19 на заводе в Париже, началось ее триумфальное шествие по всему миру. В день открытия Парижского салона один автомобиль DS-19 уже был представлен в Женеве, другой отправился в Великобританию. Правда, сложные технические решения сказались на стоимости машины и не позволили достичь на рынке столь же фантастического приема, как в среде специалистов и журналистов. Уже через год появился упрощенный и более дешевый вариант ID-19 с тем же мотором в 63 силы. С конца 1959 года DS-19 предлагали как кабриолет, 5-дверный грузопассажирский вариант «Брэк» (Break) и лимузин «Престиж» (Prestige) с кузовами фирмы «Шапрон». Через пять лет к ним присоединился комфортный «Паллас» (Pallas), а в первой половине 1960-х годов мощность двигателя базовой модели возросла до 83 л.с. В 1965 году к ним присоединился DS-21 с новым 100-сильным мотором объемом 2,2 л. Еще через три года развернулся выпуск машины DS-20 с 2-литровым мотором в 91 л.с, заменившей знаменитую модель DS-19. Тем не менее, она продолжала жизнь в многочисленных наследниках: в 1969 году DS-21 получил систему впрыска топлива, с осени 1972 года выпускалась 130-сильная модель DS-23 с 2,3-литровым двигателем, механической или автоматической коробкой. При этом общий дизайн всех этих версий не менялся, не считая введения в 1967 году сдвоенных фар под продолговатыми прозрачными обтекателями, причем внутренние поворачивались синхронно с передними колесами и наклонялись в зависимости от положения кузова.

24 апреля 1975 года на заводе в Ольнее под Парижем был собран последний автомобиль DS-23 «Паллас». Ему на смену пришла модель СХ. К тому времени машин серии DS появилось на свет 1330755 штук, а с учетом выпуска гаммы DS в Великобритании и Бельгии, их общий объем производ-ства достиг 1455746 единиц. Сегодня эти машины можно встретить на любом западноевропейском празднике авто-мобильной старины, а также в многочисленных кинофильмах, где на них ездили знаменитые актеры Жан Марэ, Луи де Фюнес, Жан-Поль Бельмондо, Пьер Ришар. Самым же пре-стижным заказчиком являлся Президент Франции Шарль де Голль, которому с 1968 года принадлежал 125-сильный 6,5-метровый лимузин «DS-Cynep» с кузовом «Шапрон», весивший 2,3 т и развивавший скорость 150 км/ч.

Характеристика автомобиля «Ситроен 05-19» (1956 год)

Число мест — 5. Двигатель 4-цилиндровый верхнеклапанный жидкостного охлаждения, рабочий объем — 1911 см3, мощность — 75 л.с. при 4500 об/мин. Коробка передач механическая синхронизированная 4-ступен-чатая. База — 3125 мм. Колея передняя и задняя — 1500/1300 мм. Длина — 4800 мм, ширина — 1790 мм, высота в среднем положении подвески — 1470 мм. Масса — 1125 кг. Максимальная скорость — 140 км/ч. Расход топлива — 9-12 л на 100 км.

P.S. Изображения в процессе подготовки... Скоро.

Audi logo

На правах рекламы


Яндекс.Метрика
Бизнес.
И немного личного.

Сайт создан групой энтузиастов и не связан с Audi AG. Опубликованы материалы, находящиеся в открытом доступе и наши переводы
из зарубежных источников. Некоторые из них не связаны с маркой Ауди, но могут быть полезны широкому кругу автолюбителей.