ГлавнаяНовости АудиСправочникИстория Ауди

Динамика опережения

Роскошь никогда не бывает лишней!

Слоганы Ауди разных лет

Кросли Кросмобил – Crosley Crosmobile

Когда в Европе еще полыхал пожар Второй мировой войны, в далекой и благополучной Америке началась бурная дискуссия, каким быть легковому автомобилю после войны. Мнения были самые разнообразные, но о микролитражных автомобилях никто даже не вспомнил. Из памяти американцев еще не выветрились «наглые попытки авантюристов навязать Соединенным Штатам эти мерзкие микрокары», а особенно возмутила британская компания «Остин» (Austin), пытавшаяся их собирать прямо на территории США. Но нет, не вышло! Штаты не поддались на провокации. Американский потребитель игнорировал эти «механические игрушки», брезгливо называя их клопами, и продолжал ездить только на самых больших и роскошных машинах. После войны положение существенно изменилось: в Америке появились беженцы и обедневшие за военные времена люди, лишившиеся здоровья, потерявшие работу и собственное дело. Так на рынке США на короткое время образовалась ниша самых простых, экономичных и дешевых машин, которую быстро заполнили своей продукцией не весть откуда вдруг появившиеся компании.

Одной из них была фирма «Кросли» (Crosley) из Цинциннати по производству карманных радиоприемников, принадлежавшая Пауэлу Кросли-младшему (Powel Crosley, 1886-1961 гг.). Он начинал свою трудовую деятельность в 1907 году и уже через четыре года построил миниатюрный автомобиль. Потом он не чурался никакого рода занятий, лишь бы его бизнес приносил доход: продавал радиоприёмники, телевизоры и холодильники, владел радиостанцией и собственной бейсбольной командой «Рэд Легз». В 1939 году он рискнул попытать счастья со сбытом легкого и дешевого 2-местного автомобиля, внешне очень похожего на жука.

Вопреки ожиданиям, он пришелся по душе покупателям не только со средним, но и с малым достатком. Его шасси было примитивно простым, поэтому главную проблему представлял двигатель. Кросли перепробовал несколько силовых агрегатов — от электропривода до миниатюрного 6-цилиндрового мотора, но остановился на сельскохозяйственном 2-цилиидровом двигателе «Уокеша» (Waukesha) воздушного охлаждения мощностью 12,0-13,5 л.с. Автомобиль, получивший естественное прозвище «Жук», был способен разогнаться до скорости 85 км/ч, а стоил смехотворно дешево — всего 300 долларов. До конца войны было продано около 6 тыс. «жуков». Вряд ли Кросли продолжил бы их изготовление в благополучные времена, но в июне 1945 года он получил от правительства США заказ на 16 тыс. таких машин, которые предназначались для инвалидов и обездоленных. Так в истории фирмы «Кросли» началась новая эра, связанная с миниавтомобилем, получившим название «Кросмобил» (Crosmobile). Именно ему было суждено стать самым известным, популярным и массовым микролитражным автомобилем Америки, который часто именовали не иначе, как «Мини-Форд-Т».

По замыслу Кросли, такая машина должна была иметь классическую компоновку и колесную базу чуть более 2 м, а по своим качествам ни в чем не уступать «нормальным» автомобилям. Шасси досталось ей от довоенного варианта и снабжалось барабанными тормозами с тросовым приводом, 12-дюймовыми колесами и рессорной подвеской. Но теперь перед Кросли вновь встала старая проблема — какой двигатель выбрать? За помощью он обратился к Ллойду Тэйлору, который во время войны по заказу ВМС США создал сверхлегкий 4-цилиндровый мотор «Кобра» с верхним распределительным валом, служивший для привода переносного электрогенератора. Его блок цилиндров был изготовлен из нержавеющей листовой стали путем штамповки и прессования с последующим нанесением слоя расплавленной бронзы. Весил он всего лишь 6,3 кг. Внутри него четыре миниатюрных алюминиевых поршенька диаметром по 63,5 мм перемещались на расстояние 57,2 мм, обеспечивая суммарный рабочий объем чуть большее 700 кубиков, а мощность достигала 28 сил, но впоследствии ее понизили до 26,5 л.с. Из алюминия также были сделаны его картер, корпус водяного насоса, впускные и выпускные патрубки. Так в 1946 году появился необычный для США микроавтомобиль «Кросли-СС» или «Кросмобил» с 2-дверным цельнометаллическим кузовом на четырех человек, отличавшимся очень простыми округлыми формами, двумя узко посаженными фарами и обычной сеткой вместо решетки радиатора. По заказу на нем предлагались радиоприемник, отопитель, указатели поворотов и даже чехлы на сиденья. Первый «Кросмобил» в разных комплектациях стоил 905-949 долларов. В программу входили также седаны с мягкой крышей, грузопассажирские варианты, фургоны и пикапы.

Если 1948 год был самым результативным в истории «Кросли» (выпущено 29084 машины), то следующий 1949-й стал наиболее плодотворным. Тогда появилась новая базовая серия «Кросли-CD» с гидроприводом тормозов, еще сильнее напоминавшая «нормальные» легковушки. Вместо скромного тупого «носа» на ней появился высокий капот аллигаторного типа, более солидные бамперы и горизонтальная решетка радиатора, а фары перенесли на передние крылья. Прежний легкий, но очень дорогой, мотор заменили на новый, тоже не менее оригинальный: весь блок цилиндров у него был отлит из высококачественной стали. При этом ничего в его конструкции и параметрах не изменилось, кроме массы, возросшей сразу почти втрое, зато цена на новые машины снизилась на 20-30 долларов. С августа 1949 года выпускалось второе семейство VC. Это были родстеры «Хот Шот» (Hot Shot) на шасси «Кросмобил» с передними дисковыми тормозами и увеличенной колесной базой, развивавшие скорость 130 км/ч. Помимо обтекаемого кузова, они ничем не отличались от своего прообраза. На следующий год программу пополнили улучшенный «Супер Хот Шот» и универсальный грузопассажирский автомобиль «Фарм-О-Роуд» (Farm'o'Road) для мелких фермеров. Несмотря на все уловки Кросли, интерес к столь примитивным машинам в США стал быстро падать.

В 1951 году увидело свет третье поколение «Кросмобила». Его кузов приобрел вполне привлекательные и законченные формы, бамперы стали V-образными, на боковинах появились молдинги, а главным отличительным элементом стал хромированный шар в передней облицовке. На «Кросли» подготовили их спортивные прототипы для участия в 12-часовых гонках в Себринге и в суточных в Ле Мане. Между тем, в течение нескольких лет ничего существенного в конструкции машин «Кросли» не менялось, а американскийпотребителькэтому не был приучен. Не найдя в себе сил создать новую гамму, Кросли решил свернуть свое дело. На конвейере последний «Кросмобил» был собран 26 сентября 1951 года, а последний автомобиль марки «Кросли» появился на свет в июне 1952-го.

За неполные семь лет фирма «Кросли» выпустила 71250 автомобилей серии «Кросмобил». Это рекорд США как по объему, так и по продолжительности производства столь несвойственных для этой страны микролитражных машин, хотя в американской истории «Кросли» назван «самым необходимым Америке автомобилем».

Характеристика автомобиля «Кросли Кросмобил-СС» (1947 год)

Число мест — 4. Двигатель рядный 4-цилиндровый верхнеклаианный жидкостного охлаждения, рабочий объем — 724 см3, мощность — 26,5 л.с. при 5400 об/мин. Коробка передач механическая 3-ступенчатая. База — 2030 мм. Колея передняя и задняя — 1010 мм. Длина — 3683 мм, ширина — 1240 мм, высота — 1340 мм. Масса — 550 кг. Максимальная скорость — 90 км/ч. Средний расход топлива — 4,7-6,7 л на 100 км.

P.S. Изображения в процессе подготовки... Скоро.

Audi logo

На правах рекламы


Яндекс.Метрика
Бизнес.
И немного личного.

Сайт создан групой энтузиастов и не связан с Audi AG. Опубликованы материалы, находящиеся в открытом доступе и наши переводы
из зарубежных источников. Некоторые из них не связаны с маркой Ауди, но могут быть полезны широкому кругу автолюбителей.