ГлавнаяНовости АудиСправочникИстория Ауди

И город провожает его миллионами взглядов

Выигрыш за явным преимуществом

Слоганы Ауди разных лет

ДАФ-600 / DAF-600

В 1958 году из страны сыра, заливных лугов и каналов пришла сенсационная новость: голландская фирма ДЛФ (DAF) неожи-данно заявила о создании революционного микроавтомобиля, оснащенного никому не известной автоматической механи-ческой передачей. К тому времени вообще мало кто что-либо знал об этой фирме, смутно полагая, что она делает только простые грузовики для местного рынка. На самом деле это была крупнейшая национальная автомобильная компания, родившаяся из механической мастерской братьев Виллема и Хуберта ван Доорне (van Doorne), открытой в 1928 году в помещении бывшей пивной, разместившейся на берегу городского канала в заштатном Эйндхофене. Поначалу там работало всего пять человек, собиравших металлические шкафы, кровати и лестницы. Когда же в программу вошли прицепы, ее переименовали в Фабрику прицепов братьев ван Доорне, от голландского написания которой была образована аббревиатура ДАФ. Путь от прицепов к автомобилям оказался не скорым и пролегал через переделку стандартных машин и выпуск ведущих мостов. Лишь в 1939 году появился первый автомобиль марки ДАФ, сразу же заставивший заговорить о революционности мышления братьев. Это была легкая совершенно симметричная амфибия с центральным расположением двигателя, всеми ведущими и управляемыми колесами. Лишь в 1949 году фирма ДАФ, приступившая к серийному производству грузовиков, начала свой долгий путь к мировому лидерству в этой области.

До сих пор точно не известно, что же побудило братьев ван Доорне, занимавших прочные позиции в сфере грузо-виков, автобусов и военной техники, взяться за совершенно новое дело — легковые микроавтомобили, да еще со столь необычной трансмиссией. Может быть, эта мысль впервые появилась в 1941 году, когда по заказу циркового клоуна Фрида ван Моорзеля был построен трехколесный автомо-бильчик с 125-кубовым мотоциклетным мотором. Его глав-ной особенностью было гидравлическое сцепление, позво-лившее отказаться от тяжелой коробки передач. Но, видимо, идея принципиальной новой «идеальной» автоматической передачи давно не давала покоя Хуберту ван Доорне. Еще в 1920-е годы он увлекся простыми фрикционными и ременны-ми передачами для легких машин. Особенно его привлекал принцип простой ременной трансмиссии, у которой передаточное число можно было подбирать бесступенчато про-стым изменением диаметра одного или обоих шкивов, «Изобрести такую трансмиссию теоретически было совсем не трудно, сделать ее практичной — почти невозможно», — вспоминал потом Хуберт. С тех пор прошло много лет, но только к середине 1950-х годов он построил первый рабо-тоспособный агрегат, назвав его автоматической клиноременной трансмиссией «Вариоматик».

Принцип ее действия был простым и понятным. Она состояла из двух зубчатых прорезиненных клиновых ремней, имевших в сечении трапецеидальную форму и передававших крутящий момент с двух ведущих шкивов на два ведомых. Ведущие шкивы располагались на выходных валах конической главной передач, крутящий момент на которую подавался продольным валом от установленного спереди двигателя через центробежное сцепление, служившее только для трогания автомобиля с места. Ведомые шкивы, установленные на продольных качающихся балансирах задней подвески, посредством коротких валов передавали вращение на ведущие колеса. Изюминкой всей системы были шкивы, состоявшие из двух половин — жестко укрепленной на оси и подвижной на шлицах, с коническими поверхностями которых соприкасались боковины ремней. Перемещение подвижной части каждого шкива осуществлялось под действием двух факторов — центробежной силы вращения и разрежения в полости шкива, которая соединялась с впускным патрубком двигателя. Таким образом, при изменении скорости вращения шкивов и положения педали акселератора их половинки раздвигались или сдвигались на определенное расстояние, соответственно изменяя радиус охвата их конических поверхностей ремнями, что и определяло текущее передаточное число трансмиссии и скорость вращения колес. Для включения заднего хода в главной передаче имелся специальный переключатель, а отсутствие дифференциала компенсировалось проскальзыванием ремней. «Вариоматик» оказался очень легким, компактным, простым по конструкции и в обслуживании, не требовал обычных тяжелых шесте-ренчатых механизмов.

Первые опыты с трансмиссией «Вариоматик» были проведены в 1955 году на небольшом грузовичке, затем началась разработка 4-местного легкового автомобиля с несущим кузовом. В декабре 1956-го, закамуфлированный под фургон, он выехал на первые испытания. Наконец, в феврале 1958 года его представили на Амстердамском автосалоне, где новый ДАФ-600 или «Даффодиль» (Daffodil) произвел мировую сенсацию. Это был компактный 2-дверный седан на 12-дюймовых колесах с легким 2-цилиидровым моторчиком в 19 л.с. с центральным расположением распределительного вала. В независимой передней подвеске использовалась поперечная рессора, задние колеса крепились на концах продольных рычагов с витыми пружинами и гидроамортизаторами, все тормоза были барабанными, рулевой механизм — реечный, а главной новинкой оказалась, естественно, передача «Вариоматик».

Огромный успех первого микроавтомобиля позволил реконструировать старое предприятие и переименовать фирму в Автомобильную фабрику ван Доорне. 23 марта 1959 года с конвейера нового завода легковых машин сошел первый серийный ДАФ-600, а в 1964 году на фирме уже отмечали выпуск 100-тысячного автомобиля. За первенцем потянулась длинная череда столь же миниатюрных наследников с такой же автоматической трансмиссией. С 1961 года выпускался ДАФ-750 с 750-кубовым мотором в 26 л.с, развивавший скорость 105 км/ч. В 1966-1967 годах прежние машины сменило новое семейство, состоявшее из моделей 31, 32, 33, 44 и 55. Наиболее распространенный ДАФ-33 являлся улучшенным 28-сильным вариантом модели 750, удлиненный ДАФ-44 получил 844-кубовый мотор в 34 л.с, а третья модель 55 оснащалась 4-цилиндровым 1,1-литровым мотором «Рено» мощностью 45 л.с. и уже относилась к классу малолитражных автомобилей, достигая вполне приличной скорости 136 км/ч. На их основе выпускали спортивные и гоночные варианты, джипы, фургоны, пикапы и даже легкий грузовичок «Пони». Со временем вос-торги от трансмиссии «Вариоматик» поутихли: она приводила к увеличению расхода топлива, оказалась слишком шумной, а ее ремни — недолговечными. В 1975 году шведская компания «Вольво» выкупила контрольный пакет акций легкового отделения ДАФ. Так последний ДАФ-66 с трансмиссией «Вариоматик» на короткое время превратился в «Вольво-66», выпускавшийся до 1980 года.

Характеристика автомобиля ДАФ-600 (1958 год)

Число мест — 4. Двигатель оппозитный 2-цилиндровый верхнеклапанный воздушного охлаждения, рабочий объем — 590 см', мощность — 19 л.с. при 4000 об/мин. Коробка передач автоматическая бесступенчатая клиноременная. База — 2050 мм. Колея передняя и задняя — 1180 мм. Длина — 3600 мм, ширина — 1440 мм, высота — 1450 мм. Масса — 600 кг. Максимальная скорость — 90 км/ч. Средний расход топлива — 6-7 л на 100 км.

P.S. Изображения в процессе подготовки... Скоро.

Audi logo

На правах рекламы


Яндекс.Метрика
Бизнес.
И немного личного.

Сайт создан групой энтузиастов и не связан с Audi AG. Опубликованы материалы, находящиеся в открытом доступе и наши переводы
из зарубежных источников. Некоторые из них не связаны с маркой Ауди, но могут быть полезны широкому кругу автолюбителей.