ГлавнаяНовости АудиСправочникИстория Ауди

Мощь, воплощённая в форму

Спортивный дух, инновации, элегантный стиль

Слоганы Ауди разных лет

Эдсел / Edsel

Марка «Эдсел», принесшая американской корпорации «Форд» убытки в 300 млн. долларов, стала синонимом провала и ее крупнейшего поражения со дня основания, прямым укором инженерам, менеджерам и стилистам «Форда», создавшим совершенно новую серию легковых автомобилей, не продумав и не просчитав все заблаговременно. А поначалу это была прекрасная идея — предложить разбогатевшим покупателям, ранее ездившим на простеньких «фордах», принципиально новую машину с эффектными формами, мощными моторами и шикарными кузовами с широким выбором дополнительного оборудования, занимавшую промежуточное положение между продукцией отделений «Форд» и «Меркьюри». Впервые такой автомобиль предлагалось сделать еще в 1947 году путем комбинации шасси и кузовов серийно выпускавшихся машин. В начале 1950-х годов на совете директоров «Форда» вновь решили вернуться к амбициозной программе создания принципиально новой экспериментальной гаммы с заводским обозначением Е. Видимо, эта буква и стала поводом дать авто-мобилям имя Эдсела Форда (1893-1943 гг.), сына Генри Форда-старшего, который являлся президентом отделения «Форд» и участвовал в создании автомобилей «Форд-А» и «Линкольн», но часто не разделял взглядов своего легендар-ного отца. 19 ноября 1956 года было объявлено о создании при корпорации «Форд» четвертого отделения — «Эдсел».

Проектом предполагалось, что «Эдсел» станет сочетанием старых традиционных технических решений со смелым дизайном и невиданными ранее формами. Это вызвало сенсацию на рынке, однако с первых же шагов судьба авто-мобилей «Эдсел» попала в руки малоопытных людей. Общее руководство работами осуществлял Ричард Крафве, специа-лизировавшийся на проблемах управления производством, ведущим конструктором стал 38-летний Рой Браун, ранее занимавший радиоприемниками, а главным стилистом был Джордж Уокер. Создатели «Эдсела» задались целью выпу-стить «совершенно особенный автомобиль, который можно сразу же отличить от других, а его внутреннее оснащение должно явиться олицетворением кнопочной эры, но без всяких новомодных штучек». Бурная подготовительная операция свелась к консультациям с дилерами, рекламными агентами, психологами, социологами и даже с неким поэтом, а на названия новых машин объявили общенациональный конкурс. Так заранее у американцев удалось вызвать огромный интерес к еще не существовавшей машине.

Чтобы поразить покупателей своим размахом, на «Форде» решили представить всю гамму «Эдсел» в один и тот же день одновременно во всех салонах на всей территории США. С 16 июля 1957 года производство новых машин началось сразу на четырех заводах «Форда», а затем — еще на двух. В конце августа была проведена представительная пресс-конференция, где избранным было дозволено покататься на автомобиле и отразить свои положительные эмоции на страницах газет и журналов. Наконец, 8 сентября 1957 года распахнулись двери демонстрационных залов «Форда», и перед толпами любопытных предстали сразу все базовые автомобили «Эдсел». С первого же взгляда в них подметили сочетание традиционных массивных форм с невысокими задними «плав-никами», многочисленными хромированными деталями и выгнутой назад рамой лобового стекла с весьма оригинальной цветовой гаммой окраски кузовов и отделки салонов, агрессивной передней облицовкой с заостренными горизонтальными решетками радиатора, перечеркнутыми узким вертикальным щитом, сразу же выделявшим машины «Эдсел» среди всех прочих. Некоторым столь нетрадиционный стиль нравился, но большинство признавали автомобили безвкусными и вычурными, «воплощением позднего «детройтского барокко» или «выдающимся образцом расточительства и глупости». Со временем оказалось, что все эти сочные эпитеты приклеились к «эдселам» уже после их фиаско на рынке. Теперь же автомобильные историки признают, что по оснащенности и стилю они были не самым плохим воплощением типично американского направления в развитии автомобилестроения. В принципе, машины «Эдсел» достигли своей цели, став компактнее, легче, экономичнее и дешевле своих конкурентов, для борьбы с которыми и были предназначены. Однако появились они в неблагоприятный момент обострения экономического спада и смены автомоды, хотя главной причиной гибели марки «Эдсел» считается их плохое качество. Оно обнаружилось уже в октябре 1957 года, но кардинально изменить технологию сборки так и не удалось.

На 1958 год гамма «Эдсел» предлагалась в четырех базо-вых вариантах и 18 исполнениях с 2- и 4-дверными 6-мест-ными кузовами седан, «хардтоп», купе и кабриолет. Все оснащались двигателями «Форд» \'8 с одним карбюратором и гидравлическими толкателями клапанов, механической или автоматической коробкой передач, передней независимой подвеской и всеми барабанными тормозами. Модели «Рэйнджер» (Ranger) и «Пэйсер» (Pacer) были созданы на шасси «Фэйрлейн» с 5,9-литровым двигателем мощностью 303 л.с. Основой более дорогих машин «Корсэйр» (Corsair) и «Сайтэйшн» (Citation) послужило шасси «Меркьюри» с 345-сильным мотором. Их вариантами стали грузопассажирские модели «Раундап» (Roundup), «Вилладжер» (Villager) и «Бермуда» (Bermuda) на 6-9 мест. Заказное дополнительное оборудование к ним включало более 100 наименований, в том числе кнопочное управление коробкой передач, гидро-усилитель рулевого механизма, усилитель привода тормозов, ремни безопасности, кондиционер, электропривод для регулировки сидений. В 1958 году, вместо запланированных 200 тысяч, удалось изготовить всего 63110 машин.

На 1959 год «Эдсел» предлагал только три базовые модели в 10 вариантах: легковые «Рэйнджер» и «Корсэйр» и грузопассажирский «Вилладжер». Они отличались более скромными кузовами одинаковой длины (5441 мм) со скругленными очертаниями и оснащались двумя двигателями V8 (4,8 и 5,4 л, 200-225 л.с), а по заказу можно было получить 145-сильную «шестерку». Никакие усилия не смогли удержать падение спроса на машины «Эдсел» — в 1958-м их продали около 45 тыс. штук. 15 октября 1959-го была утверждена программа «Эдсела» на 1960 модельный год, включавшая две внешне достаточно безликие модели «Рэйнджер» и «Вилладжер» с 200-сильным мотором V8. Но, видимо, отношение к одиозной марке «Эдсел» на рынке уже стало просто невыносимым, и ровно через месяц «Форд» объявил о завершении производства этих машин. Последний автомобиль «Эдсел» сошел с конвейера завода в Луисвилле 19 ноября того же года. За 28 месяцев было изготовлено 110 847 машин марки «Эдсел», не признанных современниками, но ставших сегодня одними из наиболее редких исторических автомобилей Америки.

Характеристика автомобиля «Эдсел Корсэйр» (1958 год)

Число мест — 6. Двигатель: верхнеклапанный V8 жидкостного охлаждения, рабочий объем — 6724 см3, мощность — 345 л.с. при 4600 об/мин. Коробка передач механическая или автоматическая 3-ступенча-тая. База — 3150 мм. Колея передняя и задняя — 1508/1499 мм. Длина — 5566 мм, ширина — 2027 мм, высота — 1420 мм. Масса — 1950 кг. Максимальная скорость — 185 км/ч. Средний расход топлива — 17-20 л на 100 км.

P.S. Изображения в процессе подготовки... Скоро.

Audi logo

На правах рекламы


Яндекс.Метрика
Бизнес.
И немного личного.

Сайт создан групой энтузиастов и не связан с Audi AG. Опубликованы материалы, находящиеся в открытом доступе и наши переводы
из зарубежных источников. Некоторые из них не связаны с маркой Ауди, но могут быть полезны широкому кругу автолюбителей.