ГлавнаяНовости АудиСправочникИстория Ауди

Игра по своим правилам

Мощь, воплощённая в форму

Слоганы Ауди разных лет

Фиат-500/600 - Fiat 500/600

По окончании Второй мировой войны разоренная Италия погрузилась в глубокий экономический кризис. Даже круп-нейшая национальная автомобильная корпорация ФИАТ (FIAT) не могла быстро перестроиться и еще долго выпускала обновленные варианты своих довоенных машин, которые массы обедневших людей купить уже были не в состоянии. На этом безрадостном фоне наиболее оптимистичной оказалась идея быстрого насыщения рынка простыми, маленькими и дешевыми народными микроавтомобилями, рассчитанными на людей даже не среднего, а малого достатка. В этой области у ФИАТа уже был опыт создания популярной микролитражки «Тополино» (Topolino), поэтому в 1950-е годы она воплотила его в новых моделях, ставших настолько известными и популярными, что их потомки продолжают жить до сих пор. Как и «Тополино», их разрабатывал известный конструктор Данте Джакоза (Dante Giacosa, 1905-1997 гг.). Всю свою жизнь он создавал в основном очень маленькие автомобили, но именно они, выпущенные в миллионах экземплярах и полюбившиеся людям многих стран мира, принесли Джакозе славу одного из лучших автомобильных инженеров XX века, а концерну ФИАТ — лидирующее положение на европейском автомобильном рынке.

Вопрос о замене устаревшего «Тополино» был поставлен на заседании правления концерна ФИАТ еще в 1951 году. Тогда же были определены главные требования к машине: вместимость — 4 человека и максимальная скорость не менее 85 км/ч. Микролитражный ФИ АТ-600 с цель-нометаллическим 2-дверным несущим кузовом и колесной

базой всего 2000 мм впервые появился 10 марта 1955 года на автосалоне в Женеве. В отличие от своего классического прародителя, весь силовой блок был перенесен в заднюю часть автомобиля. Двигатель остался 4-цилиндровым мощ-ностью 21,5 л.с, коробка передач — 4-ступенчатой, главная передача коническая со спиральными зубьями, подвеска всех колес — независимая (передняя на поперечных рычагах и рессоре, задняя — на продольных рычагах и пружинах с амортизаторами), тормоза всех колес — барабанные. При длине всего 3,2 м и собственной массе 585 кг автомобиль на 12-дюймовых колесах выглядел достаточно солидно, развивая максимальную скорость 95 км/ч и потребляя всего 5,7 л бензина на 100 км. Казалось, что ФИАТ-600 немедленно приведет страну к «экономическому чуду», но этого не случилось. Он получился простым и красивым, но слишком дорогим. Понимая, что экономический уровень Италии пока не дорос до ФИАТа-600, Джакоза взялся за создание нового микроавтомобиля.

Казалось, уже было невозможно сделать еще более компактный и дешевый автомобиль. Ничего подобного! Благодаря таланту Джакозы летом 1957 года появился сверхминиатюрный микроавтомобиль ФИАТ-500, который, в отличие от ФИАТ'а-500 «Тополино», называли «Нуова-500» или «Новая пятисотка». Его колесная база достигла видимо технического предела — 1840 мм, длина опустилась ниже разумного минимума в 3 м, а масса снизилась до 470 кг, перекрыв «круглый» барьер в 500 кг. По-прежнему

автомобиль оставался 4-местным, хотя четыре человека могли втиснуться в салон только при большом желании, зато с полной нагрузкой ФИАТ-500 развивал скорость 85 км/ч и расходовал всего 4,5 л топлива на 100 км. Как и у старшего брата ФИАТ-600, весь силовой агрегат помещался в задней части шасси. Правда, двигатель воздушного охлаждения здесь был 2-цилиндровым 480-кубовым мощностью 13 л.с. Коробка передач почти не изменилась, подвеска осталась независимой с гидравлическими амортизаторами, причем в передней сохранилась даже поперечная листовая рессора. ФИАТ-500 побил все рекорды компактности и экономичности среди микролитражек массового производства, заслужив особую любовь у молодых итальянцев как студенческий или семейный городской автомобиль.

Обе модели просуществовали очень долго и постоянно совершенствовались. Не успев еще завершить работу над своим наипростейшим ФИАТом-500, Джакоза решил именно с него взяться за совершенствование своего микролитражного семейства. Осенью 1957 года на автосалоне в Турине ФИАТ представил 15-сильный вариант, способный разогнаться до 90 км/ч. Автомобиль получил опускавшиеся боковые стекла, солнцезащитный козырек и переключатель света на рулевой колонке. С середины 1958 года выпускался форсированный «500 Нуова Спорт» с 500-кубовым моторчиком в 21,5 л.с, достигавший скорости 105 км/ч и впервые окрашивавшийся в два цвета. В 1960-м появился обычный дорожный ФИАТ-SOOD с аналогичным двигателем мощностью 17,5 л.с В марте 1965 года на рынок поступил 18-сильный ФИАТ-500Е, отличавшийся установкой дверных петель на передней, а не на задней стойке кузова. Самым комфортным с 1968 года стал ФИАТ-500Ь («Луссо») с солидным бампером, новой панелью приборов и радиальными шинами. Лишь в 1972 году на смену 500-й серии пришел ФИАТ-126 с более современным кузовом, но его производство перенесли в Польшу, где ему дали ласкательное имя «Малюх» — «Малыш». Тем временем, в Италии продолжали изготовлять ФИАТ-SOOR с 18-сильным 600-кубовым двигателем от модели 126 и упрощенной отделкой. Их производство завершилось в августе 1975 года выпуском 3 678 000 машин 500-й серии. Самую долгую жизнь прожил грузопассажирский вариант «Жардиньера» (Giardiniera), изготовленный с 1960 по 1977 год в количестве 327 тысяч экземпляров. Его главной особенностью стал 17,5-сильный мотор, расположенный горизонтально под полом задней части кузова.

По-видимому, ФИАТ-600 получился намного совер-шеннее, так как его долгое время выпускали вообще безо всяких изменений. Лишь в 1957 году мощность силового агрегата повысили до 24,5 л.с, а в июле 1960 года появился первый и последний вариант, существенно отличавшийся от базового. Это был ФИАТ-600О, оборудованный 770-кубовым двигателем в 29 л.с. Вместе с тем, еще с 1955 года на шасси ФИАТ-600 выпускался самый необычный за всю историю мирового автомобилестроения грузопассажирский микроавтомобиль «Мультипла» (Múltipla) вагонной компоновки. Благодаря установке нового несущего кузова с четырьмя боковыми дверями, в нем удалось разместить три ряда сидений на 4-6 человек, причем для перевозки грузов места второго и третьего рядов можно было снимать. Таков был прообраз современного многоцелевого автомобиля с трансформируемым кузовом. До 1969 года всех вариантов серии 600 изготовили 2685 197 экземпляров, среди которых было всего 110 тыс. машин «Мультипла». Все они обладали такими непрочными кузовами, что до сих пор сохранились лишь считанные образцы этих уникальных автомобилей.

Характеристика автомобиля «Фиат-600 Мультипла» (1956 год)

Число мест — 4-6. Двигатель рядный 4-цилиндровый верхнеклапанный жидкостного охлаждения, рабочий объем — 633 см3, мощность — 21,5 л.с. при 4600 об/мин. Коробка передач механическая 4-ступенчатая. База — 2000 мм. Колея передняя и задняя — 1230/1157 мм. Длина — 3535 мм, ширина — 1450 мм, высота — 1580 мм. Масса — 720 кг. Максимальная скорость — 95 км/ч. Средний расход топлива — 6-7 л на 100 км.

P.S. Изображения в процессе подготовки... Скоро.

Audi logo

На правах рекламы


Яндекс.Метрика
Бизнес.
И немного личного.

Сайт создан групой энтузиастов и не связан с Audi AG. Опубликованы материалы, находящиеся в открытом доступе и наши переводы
из зарубежных источников. Некоторые из них не связаны с маркой Ауди, но могут быть полезны широкому кругу автолюбителей.