ГлавнаяНовости АудиСправочникИстория Ауди

Роскошь никогда не бывает лишней!

Он атлетичен и быстр

Слоганы Ауди разных лет

ГАЗ М-21 Волга

В конце 1950-х годов легковая «Волга» собирала на улицах столь же огромные толпы любопытных, как и крайне редкие в Советском Союзе иностранные автомобили. Однако, восприятие этих машин простыми людьми было совершенно противоположным: от иномарок они отходили с грустью и завистью, спрашивая друг друга, откуда, мол, она вдруг приехала, а досконально обследовав «Волгу», становились какими-то умиротворенными, повторяя: «Вот можем же, если захотим…»

Машина ГАЗ М-21 «Волга» была очередной советской знаменитостью, национальной гордостью и пределом меч-таний любого автомобилиста. Она стала последней легко-вушкой индивидуального пользования, к которой вполне подходили такие высокие эпитеты, как самая красивая, надежная, комфортная, качественная, долговечная. За проч-ность и строгие формы в СССР ее называли просто танком, а за границей — танком во фраке. «Волга» находилась в про-изводстве 14 лет и предлагалась в 28 модификациях. Во всех отношениях в первый период своей жизни она соответствовала международным требованиям, доказательством чему стал Большой приз на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году.

К работе над новой серией на Горьковском автозаводе приступили в начале 1950-х годов, когда еще вовсю сходили с конвейера «победы» первой серии, а на предприятие вновь нахлынула волна чисток и кадровых перетрясок. Прежний опытный коллектив во главе с А. А. Аипгартом был отстранен от работы и заменен новым, в который входили ведущие конструкторы с чисто русским фамилиями — Н. И. Борисов, В. С. Соловьев, А. М. Невзоров и другие. Перед ними была поставлена задача заменить устаревшую к тому времени «Победу» на более современную машину с облегченным мотором, автоматической коробкой передач, более просторным, модным и эффектным кузовом. Художники-конструкторы Л. М. Еремеев и Б. Б. Лебедев

разработали трехобъемный седан в американской духе со стремительными формами, рельефными задними крыльями и многочисленными элементами внешнего украшения — от огромных хромированных бамперов, облицовки радиатора и молдингов до широкой эмблемы и объемной фигурки прыгающего нижегородского оленя на капоте. На первых выпусках облицовка радиатора представляла собой решетку с широкими вырезами, но вскоре ее сменили на более эффектную с тремя горизонтальными хромированными брусьями, соединенными в центре круглым «циферблатом» или «пуговицей» с выпуклой звездой. Но все это уже где-то было! Да, на «фордах» начала 1950-х, где главным элементом передней отделки избрали шар, правда, без звезды.

Первый автомобиль М-21 Б «Волга» сошел с конвейера 15 октября 1956 года, получив силовой агрегат «Победы», однако за счет расточки диаметра цилиндров его рабочий объем возрос до 2,43 л, а мощность достигла 65 л.с. Вариант такси имел индекс М-21 Г. В конце апреля 1957 года началось их серийное производство, а с августа на моделях М-21В и М-21А (такси) стали устанавливать чистокровный «волговский» верхнеклапанный двигатель объемом 2,44 л мощностью 70 л.с. Его особенностями являлись алюминиевые блок цилиндров и головка блока с клиновидными камерами сгорания и рядным расположением клапанов, «мокрые» гильзы цилиндров и боковой распределительный вал с шестеренным приводом. При дальнейшем увеличении степени сжатия с 6,6 до 7,65 мощность мотора достигла 85 л.с. Такие агрегаты без особых проблем обеспечивали пробег в 300-400 тыс. км, а в ряде случаев он достигал 1,5 млн км. Между тем, поначалу главным направлением считалось развитие базового варианта М-21 с автоматической трансмиссией конструкции Н. А. Юшманова, состоявшей из гидротрансформатора и планетарной 3-ступенчатой коробки передач. Начать его серийное производство предполагалось с улучшенной модели М-21Е, используя ее как такси, но из-за сложности обслуживания и отсутствия специального масла в 1958 году от нее пришлось отказаться. Так практически все «волги» снабжались модернизированной, но совершенно прозаичной «победовской» 3-ступенчетой коробкой. Конструктивными новинками на «Волге» стали гидропривод сцепления, гипоидная главная передача и карданный вал с промежуточной опорой, а передняя независимая подвеска получила централизованную систему смазки, заметно облегчив усилия водителя при регулярном обслуживании. Все машины оснащались несущими цельнометаллическими кузовами, сваренными из импортных стальных листов толщиной 0,6-1,2 мм. Их высокая долговечность объяснялась тем, что каждый кузов тщательно промывали, протравливали, подвергали фосфати-рованию и дважды грунтовали, а днище покрывали звукоизоляционными мастиками. По сравнению с «Победой» салон был намного просторнее, удобнее и богаче: лобовое и заднее стекла сделали гнутыми, из сидений можно было соорудить кровать, педали впервые стали подвесными, а радиоприемник имел настройку на пять волновых диапазонов. Первые варианты «Волги» весили около 1400 кг, развивали максимальную скорость 120-130 км/ч и расходовали в среднем 13 л бензина на 100 км.

С конца 1958 годавыпускалась новая базовая модель М-21И с вертикальной решеткой облицовки радиатора, новыми бам-перами и поясными молдингами. На ней впервые появились омыватели лобового стекла и бескамерные шины. В 1962 году на ее базе началось производство 5-дверной грузопассажир-ской модели М-22, способной перевозить 5-7 человек и до 400 кг грузов, и сходного санитарного варианта М-22Б. На экспорт предлагали более комфортные модели М-21Д и М-21К с мощностью двигателей 75 и 80 л.с. соответственно, достиг-нутой за счет увеличения степени сжатия. К этому же времени относится очередной этап модернизации «Волги», внешне отличавшейся суженной горизонтальной решеткой радиатора с тонкими вертикальными перемычками, бамперами без клыков и молдингами на кромках задних крыльев, причем в целях безопасности остророгого оленя с капота убрали. Базовыми являлись седан М-21Л и такси М-21Т с 75-сильным мотором и телескопическими гидроамортизаторами в подвеске. В экспортных исполнениях М-21М и М-21Н (с правосторонним расположением органов управления) мощность достигала 80-85 л.с. В 1963-1965 годах прошла последняя модернизация «Волги»: при неизменной внешности базовая модель ГАЗ-21Р (75 л.с.) и более комфортная ГАЗ-21С (80 л.с.) получили многочисленные мелкие усовершенствования. Им соответствовали доработанные такси, универсалы, санитарные машины и еще более многочисленные экспортные версии. Последняя «Волга» сошла с конвейера ГАЗа 15 июля 1970 года. В общей сложности было собрано 638875 машин всех исполнений, в том числе около 1000 штук с автоматической коробкой передач.

Характеристика автомобиля «ГАЗ М-21И Волга» (1959 год)

Число мест — 5. Двигатель рядный 4-цилиндровый верхнеклапанный жидкостного охлаждения, рабочий объем — 2445 см3, мощность — 70 л.с. при 4000 об/мин. Коробка передач механическая 3-ступенча-тая. База — 2700 мм. Колея передняя и задняя — 1410/1420 мм. Длина — 4800 мм, ширина — 1780 мм, высота — 1620 мм. Масса — 1360 кг. Максимальная скорость — 130 км/ч. Средний расход топлива — 9-14 л на 100 км.

P.S. Изображения в процессе подготовки... Скоро.

Audi logo

На правах рекламы


Яндекс.Метрика
Бизнес.
И немного личного.

Сайт создан групой энтузиастов и не связан с Audi AG. Опубликованы материалы, находящиеся в открытом доступе и наши переводы
из зарубежных источников. Некоторые из них не связаны с маркой Ауди, но могут быть полезны широкому кругу автолюбителей.