ГлавнаяНовости АудиСправочникИстория Ауди

Vorsprung durch Technik

Игра по своим правилам

Слоганы Ауди разных лет

Гочкисс-Грегуар — Hotchkiss Gregoire

Волею случая инженер Жан Альбер Грегуар (Jean Albert Gregoire) был однофамильцем конструктора Пьера-Жозефа Грегуара, создававшего свои автомобили в первые два деся-тилетия XX века. Может быть, поэтому, стараясь обойти более известного соперника, он всю жизнь бросался в самые авантюрные предприятия, сулившие ему, в случае успеха, огромную славу. Впрочем, нельзя утверждать, что Жан Альбер жил только завистью. Нет, наоборот, талантливый и разносторонне развитый Грегуар-второй сделал для мирового автомобилестроения много, даже слишком много для одного человека, но ему почему-то постоянно сопутствовало фатальное невезение. Только в течение 1920 — 1930-х годов он успел разработать и выпустить небольшие партии переднеприводных легковых машин «Тракта» (Tracta) и «Амилькар Компаунд» (Amilcar Compaund), участвовать в создании шарниров равных угловых скоростей, несущих кузовов из легкого сплава и городских электромобилей. В послевоенные времена он создал пневматическую подвеску для легковых машин, несколько моделей мотоциклов и электромобилей, а также скоростной болид с газовой турбиной. Однако большинство его изобретений не были признаны и остались в опытных образцах, а некоторыми воспользовались более деловые люди.

В оккупированном Париже Ж. А. Грегуар работал на фирме «Алюминиум Франсэ», где построил опытный автомобиль АФГ (AFG) с алюминиевыми шасси и кузовом. В 1942 году он предложил его фирме «Панар», трудившейся тогда над своим первый послевоенным микроавтомобилем. Но!.. Как часто бывало в судьбе Грегуара, проект приняли на «ура», а потом все переделали по-своему так, что новая «Дина» мало чем напоминала проект АФГ. Так и стояли они бок о бок на первом послевоенном автосалоне в Париже 1946 года — привлекавший толпы любопытных «Панар Дина» и «голое», непонятно для чего годное алюминиевое шасси Грегуара. Оно чудом сохранилось до сих пор, в июне 1944 года упрятанное Грегуаром в своем сельском доме под толстым слоем сена от отступавших немецко-фашистских войск и наступавших союзников.

В первые же мирные дни Грегуар, не надеясь на поддержку сильных мира сего, организовал в родном городке Аньср свой «завод», на который пригласил знакомых с фирмы «Гочкисс» — Риволье и Жюниона. Они вылепили несколько макетов перспективных машин и продули их в аэродинамической трубе, приняв за основу самый совершенный из них. В 1947 году на прежнее чуть доработанное алюминиевое шасси спе-реди «повесили» оппозитный 4-цилиндровый 2-литровый двигатель мощностью 60 л.с. с типовой коробкой передач, от которой крутящий момент передавался на передние колеса двумя качающимися валами с шарнирами равных угловых скоростей «Тракта». Барабанные тормоза снабжались гидроприводом, подвеска всех колес конструкции Грегуара была независимой рычажно-пружинной с регулируемой жесткостью и запатентованными им стабилизаторами поперечной устойчивости. Тем временем стилист Марсель Седилль работал над обтекаемым полностью алюминиевым кузовом «в форме капли воды» с широкими передними крыльями и аллигатор-ным капотом, под которым можно было разместить радиатор охлаждения. Коэффициент его аэродинамичности достигал минимального по тем вре-менам значения — 0,38. В ноябре 1948-го кузов воссоеди-нился с шасси. Так родился первый автомобиль, названный именем его создателя — «Грегуар» модель R. На проведенных испытаниях с четырьмя пассажирами на борту он показал максимальную скорость 140 км/ч и средний расход топлива 9 л на 100 км. За его руль потом садились известные автогонщики, и показанные ими результаты были еще более вдохновляющими — 145 км/ч и 8,15 л на 100 км!

29 июня 1949 года Грегуар подписал с руководством фирмы «Гочкисс» контракт о серийном выпуске своего автомобиля под маркой «Гочкисс-Грегуар», но первый образец появился лишь в июне 1951-го. Это был доработанный «Грегуар-R» с 2,2-литровым мотором в 70 л.с. и синхронизи-рованной коробкой передач. В 1952 — 1953 годах его мощ-ность постепенно возрастала до 80 и 90 л.с. Уже на стадии проектирования автомобиль вызывал у специалистов бурю эмоций. Его слишком массивный и непропорциональный 4-дверный кузов казался самоделкой. Особые споры вызывали искусственно расширенная передняя часть с огромными крыльями, аляповатая решетка радиатора, выдававшийся далеко вперед «нос», под которым скрывался весь силовой агрегат, и суженный куцый задок со слишком тяжелыми стойками салона и несоразмерно легкими крыльями с щитками, прикрывавшими колеса. Для отдельных элементов кузова в разное время использовали то алюминий, то сталь, что сказалось на изменении массы машины в пределах 75 кг. Тем не менее, это был первый во Франции седан среднего класса, преодолевший рубеж скорости в 150 км/ч, причем специалисты особо отмечали тишину в салоне при самом быстром движении.

Вскоре обсуждение выплеснулось в прессу, публиковав-шую дискуссии несведущих людей о стиле и качествах новой машины. Некоторые считали «Гочкисс-Грегуар» лучшим авто-мобилем XX века, другие называли его «Авантюра «Гочкисс-Грегуар». Все это немедленно отразилось на мнении покупателей, иногда относившихся к нему просто враждебно. Особенно сопротивлялись женщины, видя в ?4,пиши «неповоротливое и страшное механическое создание». Говорят, один из клиентов возвратился к Грегуару и попросил: «Аннулируйте, пожалуйста, мой заказ. Несмотря на все мои уговоры, жена категорически отказывается сесть в машину, угрожая мне разводом!..» Сам же Грегуар восхищался красотой машины и тонкостью ее линий, возмущаясь недостатком женской интуиции и дурным вкусом. «Ну как можно позволить себе полюбить страшненький «Панар Дина» и отторгнуть такой прекрасный «Грегуар»? — удивлялся он, утешая себя тем, что и на этот раз обогнал свое время. Помимо женской неприязни, существовали и вполне объективные причины: недостаточные обзорность и манев-ренность, трудность управления и, конечно же, высокая цена, обусловленная «большим количеством алюминия». И без того тяжелую ситуацию усугубило критическое положение «Гочкисса». Из автомобиля, предназначенного для его спасе-ния, «Гочкисс-Грегуар» превратился в «самую большую ошибку «Гочкисса». За три года их удалось собрать 247 экземпляров.

Тем временем, неунывающий Грегуар уже работал над своим новым проектом. Это был 2-местный родстер «Грегуар Спорт» с низким стремительным кузовом, созданным на этот раз рукой великого мастера — ателье Анри Шапрона (Henry Chapron), «случайно» оказавшегося всего в двух километрах от поместья Грсгуара. На машине установили прежний двигатель с двумя карбюраторами и механическим нагнета-телем, повысив мощность до 125 — 135 л.с. и впервые при-менив передние дисковые тормоза. Ее скорость возросла до 190 км/ч. О выпущенном количестве этих автомобилей Грегуар скромно сообщал: «Я посчитал целесообразным сократить производство до 15 экземпляров, и не жалею обо всех понесенных затратах…» Это был последний автомобиль, носивший его имя, а «Гочкисс-Грегуар» со временем превра-тился в редчайший коллекционный экземпляр. В своих мему-арах Ж. А. Грегуар с гордостью вспоминал, как один молодой человек как-то признался ему: «Я хочу ездить на нем всю жизнь. И умереть в нем тоже…»

Характеристика автомобиля «Гочкисс-Грегуар» (1952 год)

Число мест — 5. Двигатель оппозитный 4-цилиндровый верхнеклапанный жидкостного охлаждения, рабочим объем — 2187 см1, мощность — 80 л.с. при 4500 об/мин. Коробка передач механическая 4-ступенчатая, привод на передние колеса. База — 2500 мм. Колея передняя и задняя — 1440/1320 мм. Длина — 4650 мм, ширина — 1750 мм, высота — мм. Масса — 1150-1225 кг. Максимальная скорость — 150-155 км/ч. Средний расход топлива — 10 л на 100 км.

P.S. Изображения в процессе подготовки... Скоро.

Audi logo

На правах рекламы


Яндекс.Метрика
Бизнес.
И немного личного.

Сайт создан групой энтузиастов и не связан с Audi AG. Опубликованы материалы, находящиеся в открытом доступе и наши переводы
из зарубежных источников. Некоторые из них не связаны с маркой Ауди, но могут быть полезны широкому кругу автолюбителей.