ГлавнаяНовости АудиСправочникИстория Ауди

Мощь, воплощённая в форму

Победитель получает всё

Слоганы Ауди разных лет

Ягуар ХК-120/ХК-150 — Jaguar XK-120/XK-150

С выпуском в середине 1930-х годов первых же спортивных кабриолетов марки «Ягуар» (Jaguar) никому пока не известная в то время фирма по производству мотоциклетных колясок «СС Кар Компании» (SS Car Company) из Ковентри бурно ворвалась в наиболее престижный класс классических британских автомобилей. Со временем она вытеснила с рынка практически всех своих конкурентов, и почти каждая се новая машина становилась достойной, чтобы стать в ряд самых знаменитых в мире автомобилей. После войны одиозная аббревиатура SS уже не имела права на существование, поэтому в качестве нового наименования фирмы была выбрана марка лучшего довоенного спортивного автомобиля «Ягуар». Именно на нем тогда впервые появилась элегантная хромированная фигурка ягуара, застывшего в мощном прыжке, выполненная скульптором Гордоном Кроссби.

Прямым продолжателем лучших традиций немного консервативных, но надежных, мощных и быстроходных британских спортивных классиков высшего класса с прекрасно отработанными внешними формами и спартанской внутренней отделкой стал 2-местный кабриолет ХК-120, представленный 27 октября 1948 года на Лондонском автосалоне. Как ни странно, его идейными прародителями считаются прототипы легких джипов, созданных фирмой СС в военные времена. Именно для них была разработана перспективная серия унифицированных двигателей X с двумя верхними распределительными валами, от которых и родилась маркировка нового поколения автомобилей. Первый вариант ХК-120, созданный для испытаний нового мотора, тут же стал одной из самых известных послевоенных спортивных машин и вызвал огромный интерес.

Как и большинство подобных английских автомобилей, он получил обтекаемый алюминиевый кузов на деревянном каркасе, собиравшийся поначалу вручную по довоенной технологии, что еще сильнее притягивало к нему богатых и консервативных британцев. Специалисты считают, что успеху ХК-120 способствовали в первую очередь его своеобразная привлекательная внешность и совершенный 3,4-литровый двигатель с полусферическими камерами сгорания и двумя карбюраторами, развивавший на первых образцах мощность 150-160 л.с. У него был чугунный блок цилиндров, но головку блока изготовили из легких сплавов, а два верхних клапана на каждый цилиндр располагались под углом 70°. Вместе с этим конструкция лонжеронного шасси оставалась старомодной довоенной с сухим однодисковым сцеплением и простой механической коробкой передач. К британским традициям относились главная гипоидная передача, передняя независимая подвеска на двойных рычагах и продольных торсионах с рычажными амортизаторами и задняя с неразрезной балкой ведущего моста на полуэллиптических рессорах. Особый шик машине придавали оспицованные 16-дюймовые колеса с центральной крепежной гайкой, но эффективности барабанных тормозов ей явно не хватало для надежной работы на скоростях свыше 200 км/ч.

Автомобиль сразу же признали самым элегантным британским кабриолетом своего времени, а высокая мощность и прекрасные ходовые качества очень быстро позволили ему занять ведущие позиции на автомобильном рынке. Первоначально «Ягуар» планировал изготовить лишь небольшое количество этих машин, не более 200 экземпляров, но спрос па них оказался настолько большим, что их производство перевели на конвейер. При этом открытый кузов сделали цельностальным, но качество при массовом производ-стве ухудшилось, зато машина, стоившая всего лишь около 1000 фунтов стерлингов, сделалась доступной покупателям среднего класса. В 1951 году родстер ХК-1205Е со съемным верхом предлагался с тем же мотором, отрегулированным на 180-190 л.с, а двумя годами позже появилось полноценное цельнометаллическое купе. Оригинальными особенностями серии ХК-120 были откидное лобовое стекло, закрытые щитками ниши задних колес и отсутствие заднего бампера, роль которого играли два высоких клыка на пружинных кронштейнах. Интересно, что для комплектации своих автомобилей «Ягуар» предлагал два чемодана особой формы, рассчитанных специально для укладывания в крохотный багажник клиновидной формы с откидной крышкой.

Еще во времена подготовки серийного производства и испытаний автомобиль ХК-120 показал рекордную для своего класса скорость — 214 км/ч. Его славную спортивную карьеру продолжили победа в часовой гонке в Сильверстоуне, а впоследствии на разных вариантах ХК-120 было установлено 5 мировых рекордов, 8 раз они побеждали в ралли, 4 раза выигрывали чемпионат США для спортивных машин. В 1951 году инженер и стилист Малкольм Сэйер разработал спортивно-гоночный вариант ХК-120С с обтекаемым алюминиевым кузовом на пространственной трубчатой раме, лучше известный как «Ягуар-С». На его раз-ных вариантах мощность составляла 160-225 л.с, а макси-мальная скорость достигала 285 км/ч. В 1951 и 1953 годах он выигрывал 24-часовые гонки в Ле Мане, причем вариант 1953 года стал первым в мире автомобилем с дисковыми тормозами. В 1954 году его развитием стал специальный спортивный «Ягуар-О» с двигателями мощностью 250-305 л.с, выигрывавший соревнования в Ле Мане трижды — в 1955, 1956 и 1957 годах. До 1954 года было изготовлено 12055 автомобилей ХК-120, в том числе 224 машины с алюминиевыми кузовами и три — с кузовами из магниевого сплава.

В 1954 году 120-ю гамму сменил более мощный дорож-ный вариант ХК-140 с числом мест 2+2 и тем же мотором мощностью 190—210 л.с, новым реечным рулевым механиз-мом и телескопическими гидроамортизаторами, а позднее к ним добавилась автоматическая коробка передач. Внешне новая машина отличалась увеличенной решеткой радиатора и более высоким передним бампером. В мае 1957 года появилась наиболее престижная модель ХК-150 с тем же двигателем в 210 сил, обтекаемыми кузовами с панорамным лобовым стеклом и задним бампером. Одновременно началось изготовление версии ХК-1505 с числом мест 2+2, мощность которой возросла до 250 л.с. С 1959 года она оснащалась 3,8-литровым 265-сильным двигателем и полуавтоматической 4-ступенчатой коробкой передач. Максимальная скорость этого варианта достигала 225 км/ч. По заказу автомобили ХК-150 оснащались дисковыми тормозами, гидроусилителем рулевого управления и самоблокирующимся дифференциалом. Они выпускались до 1961 года, став последними машинами славной серии ХК, изготовленной в количестве свыше 30 тыс. экземпляров.

Характеристика автомобиля «Ягуар ХК-120» (1949 год)

Число мест — 2. Двигатель рядный 6-цилиндровый верхиеклапанный жидкостного охлаждения, рабочий объем — 3442 см3, мощность — 160 л.с. при 5000 об/мин. Коробка передач механическая 4-ступенчатая. База — 2591 мм. Колея передняя и задняя — 1295/1270 мм. Длина — 4260 мм, ширина — 1550 мм, высота — 1270 мм. Масса — 1120 кг. Максимальная скорость — 203 км/ч, время разгона с места до 96 км/ч — 11 с Средний расход топлива — 12,4 л на 100 км.

P.S. Изображения в процессе подготовки... Скоро.

Audi logo

На правах рекламы


Яндекс.Метрика
Бизнес.
И немного личного.

Сайт создан групой энтузиастов и не связан с Audi AG. Опубликованы материалы, находящиеся в открытом доступе и наши переводы
из зарубежных источников. Некоторые из них не связаны с маркой Ауди, но могут быть полезны широкому кругу автолюбителей.