ГлавнаяНовости АудиСправочникИстория Ауди

Победитель получает всё

Мощь, воплощённая в форму

Слоганы Ауди разных лет

Кайзер Манхэттен — Kaiser Manhattan

В иерархии американских автомобильных предпринимателей Генри Джона Кайзера (Henry John Kaiser, 1882-1967 гг.) часто ставят на второе место после Генри Форда. Говорят, он так же, очертя голову бросался в самые рискованные авантюры, но всегда неизменно оказывался на высоте положения, раз за разом выигрывая самые крупные дела и год от года богатея. Как и Форду, ему также не хватило долгой жизни, чтобы воплотить в реальность все свои огромные и смелые замыслы. Генри Кайзер, выходец из семьи немецких эмигрантов, перебравших в 1890 году в Нью-Йорк, всегда стремился к достижению самых несбыточных целей. Начав с продажи газет и открыток, в 1920-е годы он взялся за прибыльное строительство дорог, опутав ими Калифорнию и Кубу, а потом возводил самые крупные в США плотины. С началом войны он предложил американскому правительству наладить серийное производство простых транспортных морских судов. На этом деле он нажил огромные деньги, доведя цикл изготовляя сухогрузов типа «Либерти» до неполных 8 дней.

Так к концу войны в Америке появился еще один крупный бизнесмен, примерявшийся, куда бы наиболее выгодно вложить свои миллионы. Новой перспективной отраслью Кайзер избрал автомобильное производство, тем более, что в местечке Уиллоу Ран в штате Мичиган освободились огромные цеха завода «Форд», где собирали бомбардировщики. К новому делу Кайзер привлек всех своих знакомых. Первым из них стал Джозеф (Джо) Фрэзер (Joseph Frazer), бывший президент фирм «Виллис-Оверленд» и «Грэхем-Пейдж». Как и все предыдущие, новая идея Кайзера была сногсшибательной — организовать на двух параллельных конвейерах своей фирмы «Кайзер-Фрэзер» (Kaiser-Frazer) массовое производство сразу двух аналогичных легковых автомобилей с несущими цельнометаллическим кузовами и независимой торсионной подвеской всех колес. Первым должен был стать экономичный и недорогой переднеприводный «Кайзер», вторым — более комфортный и дорогой «Фрэзер» классической компоновки. В перспективе Кайзер планировал создать собственный концерн, который бы затмил «Дженерал Моторс», не говоря уж о «Форде» или «Крайслере». Разработку формы своих машин он поручил известному американскому дизайнеру Ховарду Дэррину (Howard Darrin), а механической частью занимался инженер МакКэслин. Переднеприводный «Кайзер К-85» в серийном производстве оказался слишком сложным, и потому в августе 1946 года началось изготовление двух практически одинаковых автомобилей «Кайзер Спешиэл» (Special) и «Фрэзер Манхэттен» (Manhattan) на обычном лонжеронном шасси с задними ведущими колесами, 6-цилиндровым 3,7-литровым мотором «Континентал» (Continental) мощностью 100 л.с, коробкой передач «Уорнер» (Warner), гипоидной главной передачей и передней независимой рычажно-пружинной подвеской. Это были седаны на 5-6 мест и кабриолеты с весьма скромными и не слишком привлекательными формами, а все их различия заключались в деталях отделки и уровне комфорта. Например, на «Фрэзере» предлагали бамперы и молдинги с анодированным покрытием, а в набор заказного оборудования входила даже электробритва.

Во времена, когда крупные монополии еще не успели перестроиться с военной продукции на гражданскую, эти одинаковые простые и недорогие машины пользовались большой популярностью. Если в 1946 году их успели собрать только 11750 единиц, то на следующий год «Кайзер-Фрэзер» изготовил 144,5 тыс. автомобилей, в 1948-м — 181 тысячу, что позволило Кайзеру отвоевать 5% американского рынка легковых автомобилей. Это была грандиозная победа, но слишком кратковременная. Через год-два дела пошли хуже, и в 1951 году был создан укороченный седан «Кайзер Спешиэл К-512» с более современными 2- и 4-дверными кузовами работы Дэррина. Тем временем, выпуск модели «Фрэзер Манхэттен», составивший всего 283 экземпляра, был признан нерентабельным и прекращен. Так с 1952 года модель «Манхэттен» объявилась в программе «Кайзера» под индексом К-522 и предлагалась как седан или купе.

В формировании своей автомобильной гаммы Генри Кайзер стал последователем «фордовского» принципа одной модели. Лишившись марки «Фрэзер», в 1952-1953 годах программа «Кайзера» пополнилась сразу несколькими новыми седанами: кроме «Манхэттена» в нее входили серии «де Люкс», «Спешиэл», «Вирджиниэн» (Virginian), «Каролина» (Carolina) и «Дрэгон» (Dragon) — все практически одинаковые, выполненные на одном и том же шасси с одинаковым стилем кузовов и оборудованные старой рядной «шестеркой», мощность которой довели до 115-118 л.с. Различались они лишь внешним оформлением да внутренней отделкой, а наиболее известным среди них стал сравнительно простой и недорогой «Манхэттен К-532», изготовленный в 1953 году в самом большом количестве — 20945 единиц. В истории эти автомобили остались лишь благодаря работам Ховарда Дэррина и его последователя Герберта Вайссингера. Они создали оригинальный приземистый стремительный кузов с задними Х-образными стойками и характерной округлой формой крыши, по краям которой проходили дополнительные молдинги, дублировавшие верхнюю линию боковых окон, что позволяло окрашивать крышу со стойками и весь остальной кузов в разные цвета. Главной же изюминкой считалась «линия Дэррина» — чуть выгнутая вниз кромка верхней рамы лобового стекла. К особенностям салона относили повышенную звукоизоляцию, моющуюся обивку, ремни безопасности и многочисленные приборы.

Никакие ухищрения уже не могли спасти независимую фирму «Кайзер-Фрэзер» от натиска набравших силу компаний «Большой тройки». В 1954 году Генри Джей предпринял последнюю попытку выжить, начав выпуск оригинального спортивного кабриолета «Кайзер-Дэррин» со стеклопластиковым кузовом и боковыми сдвижными дверями. К этому времени в основной программе оставался только «Манхэттен К-542» с более агрессивным дизайном, вертикальными блоками фар с подфарниками и прежним мотором, оснащенным на этот раз центробежным нагнетателем, позволившим поднять мощность до 140 л.с. По заказу на нем предлагалась автоматическая коробка передач «Хайдра-Мэтик» и гидроусилитель рулевого механизма. Таких машин было собрано всего 4325 штук, а накопленные убытки уже приближались к зловещей цифре в 100 .млн долларов. Обновленный «Манхэттен» на 1955 модельный год представили 6 января, но уже в июне его производство было остановлено. Все оборудование демонтировали и переправили в Аргентину, где на местной фирме ИКА (IKA) «Манхэттен» под именем «Каравэла» (Carabela) выпускался до 1962 года.

Генри Кайзер довольно спокойно пережил банкротство автомобильного отделения своей империи. Заблаговременно, в апреле 1953-го, он приобрел компанию «Виллис», занимавшуюся к тому времени лишь выпуском джипов. Через 10 лет ее переименовали в «Кайзер-Джип», и в этом сочетании имя Кайзера оставалось на автомобильном небосклоне до 1970 года.

Характеристика автомобиля «Кайзер Манхэттен К-542» (1954 год)

Число мест — 6. Двигатель рядный 6-цилиндровый нижнеклапанный жидкостного охлаждения с механическим нагнетателем, рабочий объем — 3707 см3, мощность — 140 л.с. при 3900 об/мин. Коробка передач механическая 3-ступенчатая. База —- 3010 мм. Колея передняя и задняя — 1473/1492 мм. Длина — 5363 мм, ширина — 1880 мм, высота — 1540 мм. Масса — 1530 кг. Максимальная скорость — 155 км/ч, время разгона с места до 100 км/ч — 14,5 с

P.S. Изображения в процессе подготовки... Скоро.

Audi logo

На правах рекламы

Телепрограмма на сегодня мачт тв смотрите здесь http://www.awtv.ru/rossiya2/.


Наши коллеги

купить чемоданы оптом в Москве

Яндекс.Метрика
Бизнес.
И немного личного.

Сайт создан групой энтузиастов и не связан с Audi AG. Опубликованы материалы, находящиеся в открытом доступе и наши переводы
из зарубежных источников. Некоторые из них не связаны с маркой Ауди, но могут быть полезны широкому кругу автолюбителей.