ГлавнаяНовости АудиСправочникИстория Ауди

Автомобиль нашего круга

Выигрыш за явным преимуществом

Слоганы Ауди разных лет

Лотус Элит/Элан / Lotus Elite/Elan

В скором будущем известная британская компания «Лотус» (Lotus) собирается отметить свое 60-летие. Это не ахти какой срок в более чем вековой истории автомобиля, но для Англии «Лотус» — это высшие достижения на скоростных трассах, национальная гордость туманного Альбиона в автомобильном спорте, самые знаменитые спортивные и гоночные машины. Правда, все это осталось в далеком прошлом. Эту фирму связывают с Энтони Колином Брюсом Чапмэном (Colin Bruce Chapman, 1928-1982 гг.), тоже ставшим легендой автомобильной Великобритании, прожившим короткую жизнь, но сделавшим вдесятеро больше иных не менее способных специалистов в этой области. Только благодаря его таланту, энергии и технической интуиции, Британская корона многие годы оставалась «владычицей гоночных трасс», а большинство машин марки «Лотус» единогласно признавались специалистами лучшими в мире. Эта ситуация уже давно круто изменилась, а британская «автомобильная корона» потускнела еще несколько десятилетий назад. Здесь же мы вернемся ко временам расцвета «Лотуса» и к самым известным творениям Колина Чапмэна, обессмертивших его самого и его небольшую компанию.

Маленький Колин свой первый автомобиль, старенький «Моррис», получил от родителей в подарок к рождеству. С него-то и началось его знакомство с автомобильной техникой, подкрепленное немалыми способностями и жаждой создания собственных машин. Во времена, когда он учился в лётной школе, Колин подрабатывал в авторемонтной мастерской, где ему достался другой старенький автомобильчик «Остин Севен» образца 1930 года. Чапмэн усилил его мотор и шасси, сделал новый более простой кузов. Так в 1947 году родился легкий спортивно-гоночный автомобиль для дорожных и кроссовых соревнований. Говорят, за круж-кой пива приятели придумали ему имя «Лотус». Что оно означало? Об этом сам Чапмэн никогда не упоминал. Скорее всего — индийский цветок лотос, а, может, сказочную страну изобилия и праздности «лотус-ленд». Так или иначе, что-то сказочное всегда присутствовало во всех машинах Чапмэна. Второй «Лотус» он сделал в 1949 году, отслужив в Королевских ВВС.

В 1951 году на своей третьей машине Чапмэн, по образованию авиационный специалист и сотрудник компании «Бритиш Алюминиум», сделал свои первые шаги к максимальному облегчению конструкции, применив трубчатую раму и кузов из алюминия. Так на долгие времена во всех «лотусах» можно было проследить реальное воплощение авиационных принципов конструирования и широкое применение новых легких авиационных материалов. Первые небольшие успехи в спорте позволили ему в 1952 году основать собственную фирму, которая помещалась пока в небольшом гараже в лондонском квартале Хорнси. Так начались самые успешные и продуктивные 1950-е годы, когда ежегодно появлялась хотя бы одна новая модель «Лотуса», а в некоторые годы — сразу несколько новинок. С 1953-го Чапмэн стал разрабатывать целое семейство спортивно-гоночных машин со стандартными агрегатами, но постепенно они становились чистокровно «лотусовскими» с оригинальными узлами и низкими обтекаемыми кузовами. Первый дорожно-спортивный «Лотус Севен» с кузовом купе из стеклопластика, появившийся на Лондонском автосалоне в 1957 году, произвел сенсацию и со временем стал одной из британских легенд. Это был низкий сигарообразный 2-местный автомобиль, напоминавший гоночный, но оснащенный крыльями над каждым колесом, сиденьем для пассажира, фарами и небольшим багажником, где, как острили журналисты, можно было легко разместить только кейс с деньгами. На нем стоял 1,2-литровый мотор «Форд» мощностью 37 л.с, разгонявший легкую машину до 165 км/ч. На «Лотусе» эту модель выпускали до 1973 года, но ее конструкция продолжает жить и сегодня в английских машинах «Катерхэм» (Caterham) и голландских «Донкерфоорт» (Donkervoort).

В том же 1957 году появился прототип первого «насто-ящего» спортивного автомобиля, поступившего в произ-водство через два года. Это было легкое «элитное» 2-местное купе «Лотус-14» или «Элит» (Elite). Впервые в своем классе он получил несущий стеклопластиковый кузов и стал единственным в то время английским купе с мотором малого литража, оснащенным верхним распределительным валом. «Элит» возглавил программу дорожных машин, носивших красивые французские имена, начинавшиеся только с латинской буквы Е. На первой модели «Элит Мк-1» использовали 76-сильный мотор «Ковентри-Клаймэкс» (Coventry-Climax) рабочим объемом 1,2 л, синхронизиро-ванную коробку передач, все дисковые тормоза и переднюю независимую рычажно-пружинную подвеску. Машина массой 540 кг могла развить скорость в 200 км/ч. Затем выпускалось еще несколько вариантов, включая базовый 83-сильный «Элит Mk-П» и «Элит S2» с числом мест 2+2, дорожные и спортивно-гоночные прототипы. До 1968 года серию «Элит» изготовили в количестве 988 экземпляров.

Еще в 1961 году за моделью «Элит» последовал родстер «Лотус-26» или «Элан» (Elan), название которого означает «разбег, прорыв». Это, действительно, был прорыв в более высокий класс дорожных спортивных машин с центральной трубчатой рамой и различными 1,6-литровыми двигателями с двумя верхними распределительными валами, развивавшими мощность 105-126 л.с. Автомобили весили 600-650 кг и достигали максимальной скорости 180-200 км/ч. С 1964 года помимо стандартного 2-местного «Элана» выпускались удлиненный «Элан S2» с числом мест 2+2 с жестким верхом и 4-местный «Элан S4».

1970-е годы с их экономическим и энергетическим кризисами нанесли «Лотусу» непоправимый ущерб. В 1973-1974 годах пришлось прекратить выпуск всех вариантов «Элана» и оригинального, но страшно некрасивого заднемоторного купе «Европа». Вместе с этим, весьма успешный на рынке новый «Элит» или «Лотус-75» получил собственный 2-литровый 16-кла-панный мотор мощностью 155 л.с. В конце 1970-х годов «Элит S4» послужил базой первого 4-местного 2-дверного варианта «Эклат» (Eclat) — «блистающий, сияющий», который в свою очередь стал прообразом еще одного автомобиля «Эксель» (Excel) — «превосходный». Работы над моделями «Элит» и «Элан» позволили Чапмэну создать наиболее удачный и самый известный автомобиль «Эспри» (Esprit) — «Дух» — с 162-сильным мотором центрального расположения.

В начале 1980-х годов, после смерти Чапмэна, началось медленное угасание его компании. С каждым годом она уступала первенство на гоночных трассах, и потому главным направлением ее деятельности было избрано изготовление дорожных автомобилей. Пережив еще несколько кризисов и попав в зависимость к крупным монополиям, «Лотус» про-должил мелкосерийный выпуск своих элитных спортивных машин, начало которым положили простенькие «Элит» и «Элан». По техническому уровню их наследники ушли далеко вперед, но по-прежнему носят имена на латинскую букву «Э» — «Элиз», «Эгзиж», «Эвора»…

Характеристика автомобиля «Лотус Элит Mk-II» (1959 год)

Число мест — 2. Двигатель рядный 4-цилиндровый водяного охлаждения, рабочий объем — 1216 см3, мощность — 83 л.с. при 6100 об/мин. Коробка передач механическая 4-ступенчатая. База — 2202 мм. Колея передняя и задняя — 1180/1190 мм. Длина — 3600 мм, ширина — 1455 мм, высота — 1170 мм. Масса — 600 кг. Максимальная скорость — 195 км/ч. Средний расход топлива — 6,9 л на 100 км.

P.S. Изображения в процессе подготовки... Скоро.

Audi logo

На правах рекламы


Яндекс.Метрика
Бизнес.
И немного личного.

Сайт создан групой энтузиастов и не связан с Audi AG. Опубликованы материалы, находящиеся в открытом доступе и наши переводы
из зарубежных источников. Некоторые из них не связаны с маркой Ауди, но могут быть полезны широкому кругу автолюбителей.