ГлавнаяНовости АудиСправочникИстория Ауди

Разумный подход к премиум-классу

И город провожает его миллионами взглядов

Слоганы Ауди разных лет

Моррис Мини / Morris Mini

Идея принципиального нового миниатюрного автомобиля родилась у инженера Александра (Алека) Арнольда Константина Иссигониса (Alec Issigonis, 1906-1988 гг.) в середине 1950-х годов. Это был один из тех гениальных автоконструкторов и дизайнеров, творивших во времена, когда большинство проблем приходилось решать в уме, не полагаясь на помощников и не располагая умными компьютерами. В 1948 году Иссигонис создал известный легковой автомобиль «Моррис Минор» (Morris Minor), но всемирно известным он стал благодаря одной-единственной легендарной машине «Мини» (Mini), которая признана самым выдающимся достижением XX века. В международном конкурсе «Автомобиль века» она заняла почетное второе место. Самому же Иссигонису, по происхождению греку, родившемуся в Турции и часто называвшему себя профессио-нальным кузнецом, был пожалован высокий титул Королевского дизайнера.

В процессе работы над «Мини», создававшимся на фирме «Моррис», сто постоянно окружали «странности» Иссигониса, выбравшего для себя свой собственный непроторенный путь. «Для разработки «Мини» я отобрал группу увлеченных людей, — вспоминал он. — Мы отправились в мастерские, где за три месяца удалось построить нашу «малютку». Настал день, когда мы показали ее руководителям фирмы, и директор, увидев ее, изрек: «Что это такое?» Я ответил: «Давайте поедем на ней!» И вот мы уселись в эту миниатюрную коробочку и проехались несколько раз по заводскому двору. Директор говорит: «Ну, хватит, оста-новитесь». Мы затормозили, вышли из машины. Какой-то ошарашенный, он повернулся ко мне и проговорил: «Делайте ее!..»

Во времена, когда ощущались отголоски прошедшей войны, спрос на маленькие, простые и дешевые машины все еще был высоким. Вместе с тем, покупатели хотели получить более совершенную машину, напоминавшую «нормальную» легковушку, не менее мощную, скоростную и удобную. Для достижения этого Иссигонис применил свои собственные приемы, часто смущавшие людей старой закалки. «Когда мы компоновали кузов, — рассказывал он, — то попросту взяли четырех человек среднего телосложения и обставили их деталями кузова, а колеса расположили строго по углам». Для сокращения габаритов машины впервые в мировой практике Иссигонис предложил разместить рядный 4-цилиндровый двигатель спереди поперек кузова и использовать 10-дюймовые колеса. Потом он часто вспоминал, что «для его коллег стало привычкой потешаться над эмоциями своих начальников, впервые испытывавших прототипы автомобиля: сперва выражение их лица говорило о сомнении, потом, когда они обнаруживали просторность салона, оно сменялось неподдельным удивлением». Все это дало повод шутникам утверждать, что «Мини» снаружи меньше, чем внутри.

На новом пути создателей «Мини» под руководством Иссигониса встречало немало проблем, неудач и огорчений, однако они всегда находили самое оптимальное решение. Например, после долгих поисков силового агрегата был выбран серийный 950-кубовый мотор от «Минора-1000», но его рабочий объем сократили до 848 см3, а мощность составила 34 л.с. Далее была произведена «революционная перекомпоновка трансмиссии» — объе-динение сцепления, коробки передач с главной передачей, дифференциалом и картером мотора. На передние колеса крутящий момент передавался двумя короткими полуосями с шарнирами равных угловых скоростей «Рцеппа» (Rzeppa), а рычаг переключения передач располагался на центральной консоли. Подвеска всех колес была независимой на резиновых подушках, все тормоза — барабанные. Автомобиль длиной чуть более 3 м имел несущий цельнометаллический двухобъемный 2-дверный кузов, причем для доступа к задним сиденьям передние откидывались вперед. В крохотном багажнике за задними сиденьями размещались запасное колесо и аккумулятор, поэтому его полезная емкость составляла всего 162 см3. Миниатюрный первенец развивал максимальную скорость 115 км/ч.

Серийное производство нового автомобиля с заводским индексом ADO-15 началось в августе 1959 года сразу на двух предприятиях — «Моррис» в Оксфорде и «Остин» в Бирмингеме, и потому вначале машины имели разные имена — «Моррис Мини Минор» и «Остин Севен». Внешне они различались лишь облицовкой радиатора, бамперами и эмблемами. Впоследствии обе фирмы переименовали их в «Мини» и долгое время параллельно выпускали все моди-фикации. Первым вариантом в 1961 году стал «Мини-1000 Купер» (Cooper) с 55-сильным однолитровым мотором, потом появились спортивные версии «Мини Kynep-S» с двигателями разного объема в 64-75 л.с. и передними дисковыми тормозами. Были созданы также более комфортный вариант «Клабмэн» (Clubman), грузопассажирские модели, кабриолеты, фургоны и пикапы. С 1967 года предлагалось второе поколение «Мини-850/1000 Mk-II» с моторами мощностью 34-38 л.с. и новой гидропневматической под-веской. В 1960-е годы «Мини» изготовляли еще две британ-ские фирмы «Райли» (Riley) и «Уолсли» (Wolseley) — модели «Эльф» (Elf) и «Хорнет» (Hornet) с удлиненными трех-объемиыми кузовами, новой облицовкой и «нормальным» задним багажником. Кроме них в единичных образцах строили специальные скоростные варианты с моторами мощностью до 120 л.с, побеждавшие в таких престижных соревнованиях, как ралли Монте Карло (1964 год), Британское ралли в 1965-м и ралли Акрополис (1967 год), где они достигали скорости 170 км/ч. В 1970-е годы базовыми машинами оставались модели с двигателями объемом до 1,275 л (34—76 л.с). Постепенно автомобили «Мини» становились легендарными, составив наиболее известное в мире семейство. Их сборку наладили в Италии, Испании, Португалии и Австралии. «Мини» стал героем песен, книг, стихотворений и кинофильмов. На нем ездили Бриджит Бардо, члены группы Битлз, Пол Ньюмен и даже Энцо Феррари,

В конце 1970-х британская автомобильная индустрия вновь погрузилась в глубокий кризис, серьезно затронувший серию «Мини», практически не менявшуюся с 1959 года. К тому времени она представляла уже достаточно устаревшую и слишком простую «жестянку на колесах», хотя удачная конструкция все еще обеспечивала ей живучесть. Когда:}же компания «Моррис» прекратила свою деятельность, «Мини» до 1989 года выпускали под маркой «Остин», а затем он сменил несколько хозяев и пережил множество не столь существенных модификаций. 4 октября 2000 года с конвейера сошел последний «Мини», почти не изменившийся за 41 год беспрерывного производства. За это время было построено 5,5 млн штук таких машин в 130 вариантах, а в начале XXI века им на смену пришел «Мини» второго поколения.

Характеристика автомобиля «Моррис Мини Купер-6» (1964 год)

Число мест — 4. Двигатель рядный 4-цилиндровый верхнеклапанный поперечного расположения, рабочий объем — 1275 см3, мощность — 75 л.с. при 5800 об/мин. Коробка передач механическая 4-ступенча-тая. База — 2032 мм. Колея передняя и задняя — 1213/1140 мм. Длина — 3063 мм, ширина — 1378 мм, высота — 1346 мм. Масса — 563 кг. Максимальная скорость — 154 км/ч, время разгона с места до 96 км/ч — 8,2 с. Средний расход топлива — 8,4 л на 100 км.

P.S. Изображения в процессе подготовки... Скоро.

Audi logo

На правах рекламы


Яндекс.Метрика
Бизнес.
И немного личного.

Сайт создан групой энтузиастов и не связан с Audi AG. Опубликованы материалы, находящиеся в открытом доступе и наши переводы
из зарубежных источников. Некоторые из них не связаны с маркой Ауди, но могут быть полезны широкому кругу автолюбителей.