ГлавнаяНовости АудиСправочникИстория Ауди

Выигрыш за явным преимуществом

Он атлетичен и быстр

Слоганы Ауди разных лет

Панар Дина — Panhard Dyna

Только что отгремели залпы разрушительной Второй мировой войны. Европа встретила победу в полуразрушенных и разоренных городах и селах, обитатели которых едва сводили концы с концами, не смея даже мечтать о собственном автомобиле. Однако конструкторы самых крупных автомобильных компаний, предвидя столь плачевную ситуацию, уже в самые грозные военные годы задумывались, как жить после Победы. Одной из них была легендарная французская фирма «Панар-Левассор» (Panhard-Levassor), одна из старейших в автомобильном мире, построившая свои первые самодвижущиеся повозки еще в 1891 году.

В 1941 году в оккупированном немецко-фашистскими войсками Париже генеральный директор Поль Панар (Paul Panhard) и его сын Жан начали работу над перспективным послевоенным легковым автомобилем. Они прекрасно понимали, что людям обедневшей страны нужен не роскошный и дорогой лимузин, а самое простое, практичное и дешевое средство передвижения, к которому предъявлялось одно-единственное требование — «чтобы ездил». Эта работа достойна целой книги, так много оригинальных идей и опытных машин родилось в то время, когда по всей Европе грохотали пушки и рвались авиабомбы. Достаточно сказать, что инженеры «Панара» Луи Делягард (Louis Delagarde) и Луи Бионье (Louis Bionier) представляли свой народный автомобиль 4-местным переднеприводным седаном с оппозитиым 350-кубовым мотором воздушного охлаждения, но в грозном 1942 году инженер Жан-Альбер Грегуар (Jean-Albert Gregoire) пришел с новой идеей — принять за основу созданный им 2-дверный прототип АФГ (AFG) с полностью алюминиевыми шасси и кузовом. Испытания столь оригинальных машин успешно прошли в 1943 году, но всем было совершенно понятно, что в послевоенной Франции вряд ли у кого хватит денег, чтобы купить столь дорогой автомобиль. В результате было принято компромиссное решение объединить оба направления, и осенью 1945 года первые образцы пошли на испытания.

В октябре 1946-го, после 8-летнего перерыва, в Париже открылся автомобильный салон. Ни специалисты, ни редкие посетители даже не предполагали увидеть на нем что-либо новенькое, осматривая скромные экспозиции немногих уцелевших после войны фирм с их модернизированными, но явно устаревшими машинами. И вдруг на стенде «Панара» они обнаружили нечто принципиально новое, чего ранее никто никогда не видел. Это был простенький черный автомобильчик с высоким 4-дверным кузовом, проволочной решеткой вместо традиционной облицовки радиатора, огромными фарами, стоявшими между массивным аллигаторным капотом и округлыми передними крыльями. Самыми же оригинальными решениями признали элегантные щитки в нишах задних колес и указатели поворотов, установленные на крыше. Таким был первый западноевропейский послевоенный серийный легковой автомобиль, получивший имя «Дина» (Оупа) и заводской индекс Х-84. На переднем конце его рамы крепился оппозитный 2-цилиндровый 4-тактный двигатель воздушного охлаждения рабочим объемом 610 см3 мощностью 24 л.с. с одним центральным распределительным валом. Крутящий момент от него передавался на передние колеса через сухое однодисковое сцепление, синхронизированную 4-ступенчатую коробку передач и два качающихся вала с четырьмя шарнирами равных угловых скоростей. Передняя независимая подвеска включала две поперечные рессоры, задняя была полунезависимой торсионной, все тормоза — барабанные, рулевое управление — реечное. Главной же диковинкой на многие годы вперед стала несущая платформа кузова, отлитая из алюминиевого сплава «Альпакс» (Alpax), к которой приваривались алюминиевые дверные стойки, оконные рамы и перегородка, весившие все вместе лишь 50 кг. Внешние облицовочные детали из легкого сплава «Дюралинокс» (Duralinox) крепились к каркасу специальными винтами-невидимками. Масса собранного кузова составляла всего 280 кг, и компактная машина, весившая 550 кг, развивала огромную для своего класса скорость — 100 км/ч. По многим техническим решениям и параметрам она стала одним из самых известных в мире микроавтомобилей.

В 1947 году первая серия «Дина-100» поступила в продажу по цене 409 тыс. французских франков. Это было достаточно дорого для рядовых покупателей, но оценив по достоинству качества нового автомобиля, они очень быстро прониклись к нему любовью. К тому же их благосостояние в послевоенной Франции быстро росло, что немедленно сказалось на оживлении рынка: если в 1948 году было изготовлено 1350 машин «Дина», то через два года их приобрели уже свыше 10 тыс. человек, однако по сравнению с продукцией «Рено» это была всего лишь 1/6 часть. Чтобы соперничать на равных с «Рено», ежегодно «Панар» выпускал новые более совершенные и привлекательные исполнения серии «Дина», которая нравилась покупателям все больше и больше. На 1950 модельный год фирма предлагала уже 6 разных вариантов с кузовами седан, кабриолет и грузопассажирский «брэк». Они получили фары, встроенные в продолговатые обтекатели, и новую характерную переднюю облицовку, напоминавшую приоткрытые губы с торчавшим из них язычком. Впрочем, технически такая облицовка с круглой центральной вставкой была вполне обоснованной — за нею скрывался вентилятор охлаждения мотора. С 1951 года новым отличительным элементом внешней отделки стали выпуклые треугольные обтекатели воздухозаборных отверстий по бокам капота, а крылья стали стальными. Новая 28-сильная гамма получила марку «Дина-110» и индекс Х-85. Одновременно началось изготовление серии «Дина-120» (Х-86) с 33-сильным 750-кубовым двигателем, а с осени 1952 года выпускалась четвертая серия «Дина-130» (Х-87) с новым мотором в 38 сил. Спортивные исполнения «Спринт» (Sprint) и «Юниор» (Junior) развивали скорость до 130 км/ч.

В 1951 году было изготовлено рекордное количество машин «Дина» — 14219 штук, после чего спрос на них стал быстро снижаться, Сказались не только внешняя старомодность и повышенная стоимость, но в первую очередь повышенный шум от работающего мотора, неудобство и теснота салона. Тем более что конкуренты к тому времени предлагали куда более комфортные и совершенные модели по меньшей цене. К концу 1953 года выпуск серии «Дина» был прекращен. С 1948 года их было построено 46026 экземпляров. Только 42-сильные спортивные родстеры «Дина Юниор» выпускали до 1956 года, хотя их угловатые кузова понтонного типа уже ничем не напоминали экстравагантные формы оригинальной «Дины». С 1954 года на ее удлиненном шасси с 42-сильным мотором фирма начала изготовление нового переднеприводного седана «Дина-Z», или «Дина-54», с обтекаемым длинным и широким алюминиевым кузовом, Марка «Дина» исчезла в 1959 году с появлением более привлекательной 6-местной серии PL-17. Еще в 1955 году, после приобретения компанией «Ситроен» части акций своего непримиримого соперника «Панар-Левассор», началась быстрая замена алюминиевых кузовов на стальные, а став в 1965 году полной собственностью «Ситроена», автомобильное отделение «Панар» вскоре вообще прекратило свое существование.

Характеристика автомобиля «Панар Дина-130/Х-87» (1952 год)

Число мест — 4. Двигатель оппозитный 2-цилиндровый верхнеклапаннып воздушного охлаждения, рабочий объем — 848 см3, мощность — 38 л.с. при 5000 об/мин. Коробка передач механическая 4-ступенчатая, База — 2130 мм. Колея передняя и задняя — 1220 мм. Длина — 3820 мм, ширина — 1440 мм, высота — 1530 мм. Масса — 600 кг. Максимальная скорость — 125 км/ч. Средний расход топлива — 5-7 л на 100 км.

P.S. Изображения в процессе подготовки... Скоро.

Audi logo

На правах рекламы


Яндекс.Метрика
Бизнес.
И немного личного.

Сайт создан групой энтузиастов и не связан с Audi AG. Опубликованы материалы, находящиеся в открытом доступе и наши переводы
из зарубежных источников. Некоторые из них не связаны с маркой Ауди, но могут быть полезны широкому кругу автолюбителей.