ГлавнаяНовости АудиСправочникИстория Ауди

Создан, чтобы заводить

Vorsprung durch Technik

Слоганы Ауди разных лет

Рено-4 / Renault-4

Скоро компания «Рено» собирается отмечать полувековой юбилей своего простенького легкового автомобиля «Рено-4» (11-4). За это время за ним последовала длинная череда наследников, но самый простенький и неказистый родоначальник огромного семейства, просуществовавший более 30 лет, не претерпел, в общем-то, никаких существенных изменений. Идея «четверки» родилась в конце 1950-х годов, когда фирма «Рено» купалась в лучах славы и успеха, поставляя на рынок легкие и дешевые заднемоторные микролитражки 4СУ, добавив к ним симпатичные седаны «Дофин». Но прозорливость нового президента «Рено» Пьера Дрейфуса подсказала, что хорошие времена скоро пройдут, и пора задуматься о замене старых машин чем-то свеженьким. Первый звоночек прозвучал весной 1960 года, когда дилеры «Рено» с тревогой сообщили: «Сотни нераскупленных «дофинов» скопились на складах…»

Рынку был срочно нужен новый не менее оригинальный автомобиль.

Дух новой машины давно витал в воздухе, но Дрейфус никак не мог ухватиться за него. Однажды вечером, сидя в кресле у себя дома, он листал какую-то газету, посвященную демографическим проблемам. На одной картинке была показана пара молодых французов, на другой — они же чуть постарше с двумя детьми, а на следующей — целая семья, состоявшая из трех пар разных поколений. «Как всегда, я все старался переводить на автомобильный лад, — рассказывал потом Дрейфус, — и решил приставить к каждой картинке свой наиболее подходящий автомобиль. Тут же в моем воображении он превратился в обобщенный, так сказать, социальный портрет семейной машины». На следующий день Дрейфус вызвал к себе директора исследовательского центра Фернана Пикара и сказал: «Сделайте мне автомобиль — не дорогой, универсальный, чтобы на нем можно было бы делать сразу много всяческих дел». «Вы хотите получить копию «Ситроена дё шво»?« — испугался Пикар. «Нет, — ответил Дрейфус, — я хочу выпускать автомобиль, который бы не просто мог ездить по дорогам, но и полностью решать проблемы любого нашего семейного покупателя!»

Этот разговор состоялся зимой 1958 года. Тогда же родился «проект 112» — «Универсальный 5-дверный перед-неприводный автомобиль малого класса». Уже в самой идее было несколько революционных вещей. Революцией местного значения следует признать переход «Рено» на перед-ние ведущие колеса. Второй революцией международного значения специалисты считают универсальный 2-объемиый «семейный» кузов с задней открывавшейся дверью, положивший начало популярной ныне схеме. Шеф коммерческого отдела Франсуа Дзанотти внес свою лепту в новый проект: «Это должна быть просто платформа на колесах, своео-бразная тележка стоимостью в 2000 франков, на которой можно поставить любой кузов по желанию клиента. Это может быть кузов из металла, из дерева, из лиан, наконец… Из чего хотите. Зато это будет самый дешевый автомобиль, какой мы сможем легко везде продать». Так родилась идея сменных кузовов, но Дрейфус ее не одобрил, хотя и нашел в ней рациональное зерно. «А почему бы не сделать автомобиль с одним преобразуемым кузовом?» Так у «четверки» появился первый в мире трансформируемый кузов с задним складным сиденьем и багажником, вместимость которого изменялась от 0,3 до 1,2 м3.

В начале июля 1961 года, когда последний «Рено-4СУ» покинул главный конвейер, все рабочие получили трехне-дельный отпуск, а в это время на предприятии началась реконструкция. К началу августа все было готово к выпуску новой модели. Сначала она получила марку «Рено-3» и осна-щалась 4-цилиндровым 21-сильным 600-кубовым моторчи-ком, но он оказался слишком слабым и в массовое производ-ство не пошел. Тут же появился «Рено-41» с 26,5-сильным двигателем в 747 см3, ставший во главе обширного семейства «четверок». Эта гамма была полностью и принципиально новой разработкой. Основанием «Рено-4» служило плоское штампованное днище. Оригинальная конструкция независимой торсионной подвески привела к необычному решению — базы колес правой и левой стороны отличались на 50 мм. Коробка вначале была 3-ступенчатой, тормоза — барабанными. При длине 3,6 м автомобиль весил всего 540 кг, развивал скорость 105 км/ч и расходовал лишь 6 л бензина на 100 км.

5 октября 1961 года «Рено-4» был представлен на Парижском автосалоне, который открывал президент Шарль де Голль. Прекрасно разбиравшийся в автомобильных делах, он сразу же почувствовал ту неприязнь, какая сквозила на стендах «Ситроена» по поводу нового «Рено»: его считали плагиатом, улучшенной копией своего «дё шво». И потому де Голль обратился к нейтральному человеку — шинному королю Эдуарду Мишлену, показывая пальцем в сторону «Рено»: «Ну как там все это переживает «Ситроен»? «Все будет прекрасно, если «Рено» докажет, что выпустил хороший автомобиль, а не подделку», — ответил Мишлен. Потом еще долго Пьер Берко, генеральный директор «Ситроена», писал письма Дрейфусу: «Вы нас грубо скопировали, вы вытеснили нас с рынка, вы переняли нашу форму кузова и сидений…» Дрейфус парировал: «Мы просто вышли на рынок, который вы монополизировали. Вашу форму мы осовременили, а что касается сидений, то они защищены патентом «Рено» от 1936 года…»

Первые шаги «Рено-4» оказались очень трудными: покупателей отталкивала необычная функциональная форма машины и особенно пятая задняя дверь в кузове. Проведя бурную рекламную кампанию, в начале 1962 года «Рено» начал массовое изготовление «четверки», которая пошла нарасхват. Коммерческий успех подогревался ее победами в различных соревнованиях и даже в марафоне Париж — Дакар. Уже в феврале 1966 года был собран 1-миллионный «Рено-4», через три года — 2-миллионный. Свое 30-летие «четверка» встретила выпуском 8-миллионного экземпляра.

За всю свою историю «Рено-4» постоянно модернизи-ровался, хотя ничего принципиально нового в его конструк-цию внесено так и не было. Объем двигателя постепенно увеличился до 1,1 л, мощность — до 34 л.с, максимальная скорость — до 122 км/ч. Коробка передач стала 4-ступен-чатой, передние тормоза — дисковыми (1983 год), расшири-лась задняя колея, появились новые щиток приборов и руль, но форма кузова осталась прежней, не считая улучшенной передней облицовки. Со временем в программу вошли более комфортные варианты, в том числе модель «Паризьенн» («Парижанка»), рассчитанная на женщин-водителей, полно-приводные версии и грузопассажирская машина «Родео-4» (Rodeo) с пластмассовым кузовом. Конец долгой карьере «четверки» положил выпущенный в 1992 году принципиально новый и столь же необычный по форме автомобиль «Твинго» (Twingo).

Характеристика автомобиля «Рено-4» (1973 год)

Число мест — 4. Двигатель рядный 4-цилиндровый верхнеклапанный жидкостного охлаждения, рабочий объем — 782 см3, мощность — 27 л.с. при 5000 об/мин. Коробка передач механическая 4-ступенчатая. База правых колес — 2450 мм, левых — 2400 мм. Колея передняя и задняя — 1280/1245 мм. Длина — 3670 мм, ширина — 1485 мм, высота — 1550 мм. Масса — 720 кг. Максимальная скорость — ПО км/ч. Расход топлива на скорости 90 км/ч — 6,5 л на 100 км.

P.S. Изображения в процессе подготовки... Скоро.

Audi logo

На правах рекламы


Яндекс.Метрика
Бизнес.
И немного личного.

Сайт создан групой энтузиастов и не связан с Audi AG. Опубликованы материалы, находящиеся в открытом доступе и наши переводы
из зарубежных источников. Некоторые из них не связаны с маркой Ауди, но могут быть полезны широкому кругу автолюбителей.