ГлавнаяНовости АудиСправочникИстория Ауди

Роскошь никогда не бывает лишней!

Выигрыш за явным преимуществом

Слоганы Ауди разных лет

СААБ-96 / SAAB-96

В 1950-е годы, когда любой иностранный автомобиль собирал у нас толпы любопытных, машины СЛАБ (SAAB) производили, пожалуй, самое ошеломляющее впечатление. Конечно, в то время никто ничего не знал об этой шведской фирме, никто не мог объяснить, почему на их коротком капоте изображен силуэт летящего бомбардировщика, тем более, никто не знал, насколько оригинальна вся конструкция этого миниатюрного и достаточно неуклюжего сооружения. СААБ привлекал неповторимым шелестом работавшего мотора и своей совершенно несуразной формой с длинным пологим задком и тупым «носом» со своеобразной решеткой радиатора, очень похожей на поросячий пятачок, а его крупные фары, помещенные в непривычном месте — между крыльями и капотом, напоминали широко раскрытые глаза какой-то полярной птицы. Недаром, в Швеции СААБ именовали помесью совы и свиньи, а специалисты называли его страшненьким и убогим анахронизмом, неудачной шуткой 15 безработных авиаконструкторов. Да, все было именно так. Все считали СААБы временным явлением, не смея даже предположить, что через несколько десятков лет из этого гадкого утенка вырастет наиболее совершенный в мире, солидный и престижный автомобиль высокого класса.

Микролитражный СААБ стал порождением Шведской авиационной компании, оставшейся не у дел после войны. От ее полного наименования на шведском языке и была образована аббревиатура СААБ. На конечном этапе войны на своем заводе в Тролльхеттане она начала разработку простых легковых автомобилей, но первый опытный образец появился только в 1947-м. Совершенно естественно, он больше напоминал самолет, точнее, фюзеляж без крыльев, поставленный на колеса, а в профиль был срезом классического авиационного крыла. С точки зрения аэро-динамики, это был автомобильный шедевр, правда, начисто лишенный эстетической привлекательности и практичности. С технической же стороны, этот компактный головастик с острым хвостиком был столь же странным компромиссом будущего с давно ушедшим прошлым. Он имел привод на передние колеса, 2-цилиндровый двухтактный 764-кубовый мотор воздушного охлаждения, расположенный поперечно в переднем свесе шасси, независимую торсионную подвеску и 2-дверный несущий кузов. Очень долго одной из многих странных особенностей, которыми отличались первые СААБы, был механизм свободного хода в трансмиссии, присущий скорее мотоциклам или велосипедам. Удивительно, но чудачества авиационных специалистов получили поддержку, а все решения, воплощенные в прототипе, просуществовали затем еще 25 лет.

В 1949 году фирма начала серийное производство своей первой легковушки СААБ-92, отличавшейся от первенца только рядом деталей. Шведский покупатель с восторгом воспринял дешевый и экономичный СААБ, по-шведски прочный и неприхотливый «с нордическим характером», приспособленный к северному климату. Огромный авторитет ему принесли победы в своем классе в различных соревнованиях и особенно в ралли. В 1955 году появился СААБ-93 с 3-цилиндровым 748-кубовым двигателем мощностью 33 л.с, новой 3-ступен-чатой коробкой передач и независимой рычажно-пружинной подвеской всех колес. Он весил всего 780 кг, развивал высокую для своего технического уровня максимальную скорость 120 км/ч и расходовал только 6-8 л топлива на 100 км. Именно в его внешности впервые появился тот самый «пятачок», при-водивший в умиление многих клиентов. Через три года на модели 93В устанавливались панорамное лобовое стекло и усиленные тормоза. Специально для экспорта был пред-назначен 45-сильный CAAB-750GT, достигавший скорости 150 км/ч. На долю 93-й серии также пришлись крупные победы в автоспорте.

С 1959 года на усиленном шасси СААБ-93В предлагался оригинальный грузопассажирский вариант 95 с новым 3-цилиндровым 38-сильным двигателем рабочим объемом 841 см3. Именно на базе этой в общем-то второстепенной модели в феврале 1960 года началось изготовление одного из наиболее известных автомобилей марки СААБ — нового семейства 96, поначалу внешне почти не отличавшегося от своего предшественника 93-й серии. Тем не менее, за 20-летний период выпуска модели 96 в нее были внедрены многочисленные передовые технические и стилистические изменения, которые привели компанию СААБ вплотную к вершинам мирового прогресса в автомобилестроении. СААБ-96 модернизировался буквально каждый год, чему способствовали активные выступления и победы фирмы в самых престижных соревнованиях. На спортивных исполнениях «Спорт», «Супер» и «Монте Карло», развивавших скорость до 160 км/ч, впервые появились двигатели мощностью 52-57 л.с. с несколькими карбюраторами и системой впрыска топлива, раздельная система смазки основных узлов, новая 4-ступенчатая коробка передач, двухконтур-ная диагональная система привода тормозов, а в 1962 году эти варианты получили передние дисковые тормоза. Все это заметно повысило авторитет автомобилей СААБ и соответственно спрос на них: уже к 1965 году объем их производства достиг 250 тыс. экземпляров.

В августе 1967 года началось производство модели СААБ-96У4, у которой кузов имел более сглаженные формы и стремительные очертания. Были увеличены окна, использовалась более привлекательная передняя облицовка с широкими прямоугольными фарами и подфарниками, заходившими на боковины передних крыльев. Ее главной технической новинкой был 1,5-литровый четырехтактный силовой агрегат У4 жидкостного охлаждения мощностью 65 л.с, применявшийся на немецком автомобиле «Форде Таунус-15М». Так на СААБах навсегда ушли в прошлое архаичные двухтактные моторы воздушного охлаждения, что означало выход фирмы в принципиально новую категорию автомобилей. На серии 96У4 впервые появились безопасные бамперы, собранные из сотовых элементов, поглощавших энергию удара, усиленные дверные балки, дисковые тормоза стали вентилируемыми, а фары снабжались очистителями. Передние индивидуальные регулируемые сиденья получили высокие подголовники, ремни безопасности и электрический подогрев подушки и спинки. Параллельно все эти изменения производились и на родственной грузопассажирской модели 95, выпускавшейся до 1978 года.

В конце 1960-х годов на фирме СААБ произошла крупная реорганизация: автомобильное отделение объединилось с изготовителем грузовиков «Скания-Вабис» (Бсата-УаЫв) в группу «СААБ-Скания АБ», и в 1969 году началось серийное производство более совершенной модели СААБ-99. А выпуск серии 96У4 был переведен на финский завод «Валмет» (Уа1те1:), где 11 января 1980 года с конвейера сошел последний СААБ-96 под серийным номером 547221.

Характеристика автомобиля СААБ-96 (1960 год)

Число мест — 4. Двигатель рядный 3-цилиндровый двухтактный воздушного охлаждения, рабочий объем — 841 см3, мощность — 38 л.с. при 4250 об/мин. Коробка передач механическая 3-ступенчатая, привод на передние колеса. База — 2488 мм. Колея передняя и задняя — 1220 мм. Длина — 4010 мм, ширина — 1570 мм, высота — 1470 мм. Масса — 750 кг. Максимальная скорость — 130 км/ч. Средний расход топлива — 7-8 л на 100 км.

P.S. Изображения в процессе подготовки... Скоро.

Audi logo

На правах рекламы


Яндекс.Метрика
Бизнес.
И немного личного.

Сайт создан групой энтузиастов и не связан с Audi AG. Опубликованы материалы, находящиеся в открытом доступе и наши переводы
из зарубежных источников. Некоторые из них не связаны с маркой Ауди, но могут быть полезны широкому кругу автолюбителей.