ГлавнаяНовости АудиСправочникИстория Ауди

Создан, чтобы заводить

Роскошь никогда не бывает лишней!

Слоганы Ауди разных лет

Шкода Октавия/Фелиция / Skoda Octavia/Felicia

Сегодня практически всем хорошо известна марка чешских легковых автомобилей «Шкода» (Skoda). Нынешние ветераны, на чьих глазах прошла вся послевоенная история «Шкоды», сегодня, уныло качая головами, говорят: «Да, не та стала ныне «Шкода», то ли дело раньше!» Конечно, теперь «Шкода» — всего лишь восточноевропейский филиал автомобильной корпорации «Фольксваген-Ауди», да и грузовиков она больше не делает. Как бы ни был высок технический уровень современных машин «Шкоды», все они почти неотличимы от продукции всех других членов этого концерна. А всего несколько десятков лет назад любая «Шкода» была собственным самобытным произведением независимой Чехословакии, одним из лучших автомобильных творений всего социалистического лагеря. И не беда, что это были технически устаревшие и совсем не модные машины, но в ЧССР их искренно любили за прочность и неприхотливость. Типичными представителями того поколения считаются модели «Октавия» (Octavia) и «Фелиция» (Felicia), завершившие первый и самый долгий период классического развития легковых автомобилей «Шкода».

История марки «Шкоды» уходит в середину XIX века, когда молодой инженер Эмиль Шкода приобрел небольшой механический завод в городе Пльзень, основанный пред-ставителями дворянского семейства Вальдштейнов. В начале XX века он превратился в одно из крупнейших маши-ностроительных предприятий, располагавшихся тогда на территории Австро-Венгрии. В те времена завод изготовлял грузовики и армейские тягачи, но летом 1925 года в его состав вошла фирма «Лаурин-Клемент» (Laurin-Klement) из городка Млада Болеслав, выпускавшая легковые машины новой марки «Шкода». В 1930-е годы она собирала простые, недорогие и неприметные, но очень популярные мало-литражные автомобили с верхнеклапанными моторами и хребтовой трубчатой рамой, ставшие базой послевоенных конструкций.

Осенью 1945 года на заводе «Шкода» возобновился выпуск довоенных автомобилей «Популар» (Popular), но вскоре 32-сильный вариант с 1,1-литровым мотором и более современным обтекаемым 2-дверным кузовом получил марку «Шкода-1101» и собственное имя «Тюдор» (Tudor). В 1952 году появился новый седан «Шкода-1200» с низким почти симметричным округлым кузовом, хорошо известный когда-то в СССР в грузопассажирском исполнении 1201. Но важнейшим для всего дальнейшего развития «Шкоды» стал его верхнеклапанный силовой агрегат рабочим объемом 1,2 л, созданный на основе 1,1-литрового двигателя путем расточки диаметра цилиндров с 68 до 72 мм при сохранении прежнего хода поршней в 75 мм. В то же время от семейства 1101 в 1954 году родился седан «Шкода-440» с 2-дверным цельно-металлическим кузовом понтонного типа с характерными выступами над передними колесными нишами и оригинальной передней облицовкой с продолговатыми горизонтальными вырезами. Вскоре и ему присвоили имя собственное — «Спартак». Прежний мотор получил новую систему питания и алюминиевую головку блока, а третью и четвертую ступени коробки передач оснастили синхронизаторами. С 1957 года на его основе выпускался вариант 445 с 1,2-литровым мотором от модели 1200. Параллельно предлагался седан 450, а в мае 1958 года появился элегантный кабриолет «Шкода-450» с числом мест 2+2. У этих моделей мощность того же мотора довели до 50 л.с. за счет установки двух карбюрато-ров, модернизации системы питания, увеличения диаметра впускных клапанов на 1 мм и степени сжатия с 7,0 до 8,4. Все это было лишь краткой предысторией нового поколения автомобилей «Шкода».

Оно появилось в начале 1959 года и представляло собой все три прежние машины, соответственно переименованные: «Шкода-440» стала базовой моделью «Октавия», «Шкода-445» превратилась в «Октавию Супер», седан «Шкода-450» выпускался с индексом ТБ и в 3-дверном грузопассажирском исполнении «Комби», а кабриолету присвоили красивое имя «Фелиция». «Обычные» машины изготовляли на главном конвейере завода в Млада Болеславе, а «Фелицию» собирали вручную на его филиале в местечке Квасины. По общей кон-струкции все они были одинаковыми, причем использование хребтовой рамы, независимой подвески всех колес и единой колесной базы оставалось традицией «Шкоды» еще с 1930-х годов. Коробка стала полностью синхронизированной, главная передача была гипоидной, все барабанные тормоза снабжались гидроприводом. Главной же новинкой являлась передняя подвеска, где поперечную рессору сменили на рычажно-пружинную конструкцию, но подобная ей задняя подвеска сохранилась, правда, обе оборудовались телескопическими гидроамортизаторами и стабилизаторами поперечной устойчивости. Автомобили имели снаряженную массу 900-950 кг и развивали максимальную скорость 125-140 км/ч. В 1960-1961 годах появились самые мощные серийные машины с 1,2-литровым мотором мощностью 55 л.с. — седан «Шкода-1200Т5» и кабриолет «Фелиция Супер». В небольших количествах собирали усиленные модификации: 43-сильный седан «Октавия Туринг Спорт» с двумя раздельными передни-ми сиденьями, а также спортивные исполнения «Октавия Супер», «Октавия Супер Туринг Спорт», «Комби Супер» и «Фелиция Супер», которые активно участвовали в различных гонках и ралли. Их комплектовали прежними двигателями в 60 сил с двумя карбюраторами, а специально для ралли был подготовлен 1,3-литровый мотор со степенью сжатия 12,0, развивавший 95 л.с. Огромные возможности давно устаревшего 1,1-литрового двигателя доказали его многочисленные модификации мощностью 85-100 л.с. с несколькими карбюраторами, двумя верхними распреде-лительными валами и механическим нагнетателем, подго-товленные для спортивных и гоночных версий.

В 1959 году в Млада Болеславе началось строительство нового современного автомобильного завода, который через пять лет стал самым крупным и совершенным промышленным комплексом социалистической Чехословакии. В 1964 году там началось массовое производство принципиального нового семейства 1000МВ с однолитровым 42-сильным двигателем заднего расположения и несущим кузовом. При этом изготовление последнего классического семейства «Октавия/Фелиция» было свернуто. Дольше всех про-существовал вариант «Комби», который собирали в Квасинах до 1971 года. В общей сложности был изготовлен 384 271 автомобиль этой гаммы, в том числе 298 480 седанов «Октавия» и лишь 14 863 кабриолета «Фелиция». В 1994 году имя «Фелиция» вновь возникло в программе «Шкоды», а чуть позднее появилась и новая «Октавия», но обе уже были разработаны вместе с концерном «Фольксваген», положив конец всем предыдущим собственным разработкам.

Характеристика автомобиля «Шкода Фелиция» (1959 год)

Число мест — 2+2. Двигатель рядный 4-цилиндровый жидкостного охлаждения с двумя карбюраторами, рабочий объем — 1089 см3, мощность — 50 л.с. при 5500 об/мин. Коробка передач механическая 4-ступенча-тая. База — 2390 мм. Колея передняя и задняя — 1210/1250 мм. Длина — 4065 мм, ширина — 1600 мм, высота — 1380 мм. Масса — 900 кг. Максимальная скорость — 135 км/ч. Средний расход топлива — 8,5-9,0 л на 100 км.

P.S. Изображения в процессе подготовки... Скоро.

Audi logo

На правах рекламы

Запуск двигателя автомобиля с выездом на http://awtomsk.ru.


Яндекс.Метрика
Бизнес.
И немного личного.

Сайт создан групой энтузиастов и не связан с Audi AG. Опубликованы материалы, находящиеся в открытом доступе и наши переводы
из зарубежных источников. Некоторые из них не связаны с маркой Ауди, но могут быть полезны широкому кругу автолюбителей.