ГлавнаяНовости АудиСправочникИстория Ауди

Мощь, воплощённая в форму

И город провожает его миллионами взглядов

Слоганы Ауди разных лет

Студебекер Чемпион - Studebaker Champion

Американская компания «Студебекер» (Studebaker) памятна в нашей стране прежде всего армейскими трехосными грузовиками, поставлявшимися в СССР во время войны по ленд-лизу. В другие развитые страны эти машины почти не экспортировались, и потому историческая значимость этой фирмы за океаном и в Западной Европе воспринимается совершенно с иной точки зрения. Производство грузовиков на «Студебекере» никогда не носило сколько-нибудь важного значения, а облик компании создавали прежде всего достаточно совершенные и качественные легковые машины. Солидные прибыли, полученные на выполнении военных заказов, позволили ей сразу же по окончании Второй мировой войны еще шире развернуть производство легковых автомобилей. Именно этот послевоенный период, длившийся всего лишь около 20 лет, как раз и принес наиболее известные легковые «студебекеры», вошедшие в золотой фонд мирового автомобилестроения.

Первой послевоенной знаменитостью марки «Студебекер» была гамма «Чемпион» (Champion). Строго говоря, эта серия выпускалась с 1939 года и сыграла важную роль в развитии фирмы. Ее впервые разрабатывал независимый американский стилист Раймонд Лоуи (Raimond Loewy, 1893-1987 гг.), признанный одним из величайших «промышленных художников» XX века. Сын австрийца и француженки, он родился в Париже, а затем перебрался в Америку, открыв в Нью-Йорке свое бюро стиля и графики. Стилист широкого профиля, Лоуи работал для многих компаний, создавая формы автомобилей и паровых локомотивов, вертолетов, междугородных автобусов, холодильников и даже ракет «Сатурн» и интерьер жилых отсеков космических кораблей. Важной вехой его деятельности была работа консультантом на фирме «Студебекер». В результате в конце 1930-х появился привлекательный легковой «Чемпион», позволивший повысить объем продаж до 100 тыс. машин в год.

В годы Второй мировой, когда настало время задуматься о послевоенной гамме, Лоуи был занят выполнением военных заказов, и потому за дело взялся не менее известный автомобильный дизайнер Вирджил Экснер (Virgil Exner), работавший в то время руководителем отдела стиля на «Студебекере». Между ним и Лоуи завязалась острая заочная конкуренция: пытаясь отстоять самостоятельность стилевого решения своих новых машин, Экснер при поддержке вице-президента «Студебекера» Роя Куола пытался ввести Лоуи в заблуждение, предоставляя ему неверные исходные данные о перспективных автомобилях. До сих пор историки затрудняются точно определить, какова же на самом деле была доля участия Экснера и Лоуи в создании новой гаммы автомобилей. Так или иначе, на 1947 год была объявлена серия, включавшая три унифицированные модели «Чемпион», «Коммандер» (Commander) и «Ленд Крузер» (Land Cruiser), главной особенностью которых стали почти одинаковые и необычные по тем временам кузова понтонной формы без резко выступавших в стороны крыльев. Они имели плавные обводы, обтекаемые формы и небольшую габаритную высоту — не более 1,5 м. Самым же необычным решением, которое в тайне от Лоуи придумал Экснер, было заднее полукруглое панорамное стекло для купе «Старлайт» (Starlight), составленное из четырех отдельных секций, разделенных стойками, причем крайние секции заходили на боковины кузо-ва, образуя своеобразные боковые окошки. Автомобили оснащались двигателями рабочим объемом 2,8 и 3,7 л мощностью 80-94 л.с, а также впервые получили гидромеханическую коробку передач «Борг-Уорнер» (Borg-Warner) и автоматическую систему регу-лировки зазора в тормозных накладках.

Эта гамма выпускалась до 1949 года и принесла фирме огромный успех, хотя слишком смелый дизайн не раз подвергался критике. Вообще, конец 1940-х годов считается для «Студебекера» наиболее плодотворным и удачным: с 1946 по 1949 год выпуск автомобилей увеличился со 120 до 239 тыс. штук, а персонал фирмы возрос до 14 тыс. человек. В то время «Студебекер» был одной из самых процветающих, динамичных и прогрессивных американских автомобильных компаний. Он не только сохранил свое традиционное четвертое место в автомобильной индустрии США, но и планировал вскоре довести объем производства до 5 млн автомобилей в год и выйти на первое место в мире. Важнейшим фактором процветания считалась традиционная «пронародная» политика руководства компании. Еще с каретной мастерской «Студебекер» старался заинтересовать своих рабочих в результатах труда, предлагая им повышенные ставки, но требуя высокого качества работы. В рекламных кампаниях фирма постоянно повторяла, что за всю свою 100-летнюю историю на ее предприятиях не было ни единой забастовки. Все споры с рабочими улаживались мирно, а администрация выполняла практически все их требования. Благополучие «Студебекера» в большой степени сказалось и на развитии города Саут Бенда, который из степного поселка к концу 1940-х годов превратился в крупный промышленный центр с населением 105 тыс. человек. Большинство работавших на «Студебекере» уже в 1930 — 1940-е годы имели свои автомобили и виллы.

В 1949 году, почувствовав себя ущемленным, Раймонд Лоуи вновь взялся за разработку новых форм для «Студебекера», признанных в свое время наиболее оригинальными и броскими. Правда, он набросал лишь их эскизы, а детальной разработкой проекта занимался молодой дизайнер Роберт Бурке. Речь идет о серии 1949 года, включавшей упомянутые выше модели. На сей раз их революционная форма просто ошарашила даже специалистов. Автомобили получили приземистые кузова с еще более округлыми очертаниями и выступающими далеко вперед фарами и подфарниками, воздухозаборным отверстием в круглом хромированном корпусе, помещенном в центральной части передка и скорее напоминавшим «нос» истребителя, пулю или ракету. Базовый вариант «Чемпион» предлагался с разными открытыми или закрытыми кузовами на 3 — 6 мест и старым 80-сильным двигателем. На всех моделях исполь-зовалась механическая 4-ступенчатая коробка с двумя последними синхронизированными передачами, одной ускоряющей и рычагом переключения под рулевой колонкой. Автоматической коробкой машины комплектовали по заказу. Главную передачу сделали гипоидной с двумя вариантами передаточных отношений. В передней подвеске поперечную рессору заменила независимая рычажно-пружинная система, задняя осталась классической на полуэллиптических рессорах с гидроамортизаторами. Барабанные тормоза имели гидропривод и систему автоматического выбора зазора. В 1950 и 1951 годах автомобили были незначительно модернизированы, мощность 6-цилиндрового мотора возросла до 85 л.с, а колесная база — на один дюйм.

Уникальная форма этих машин, ставшая визитной карточкой «Студебекера», просуществовала всего три года. В 1950 году было продано рекордное количество автомобилей — 320884 единицы, но после этого спрос на столь экстравагантные машины стал резко падать. Переход в 1952 году на модель «Чемпион» с плоской формой передка привел к падению спроса, предопределив медленное сползание «Студебекера» к полному краху.

Характеристика автомобиля «Студебекер чемпион» (1949 год)

Число мест — 5-6. Двигатель рядный 6-цилиндровый нижнеклапанный водяного охлаждения, рабочий объем — 2780 см3, мощность — 80 л.с при 4000 об/мин. Коробка передач механическая 4-ступенчатая синхронизированная. База — 2844 мм. Колея передняя и задняя — 1428/1372 мм. Длина — 4874 мм, ширина — 1770 мм, высота — 1540 мм. Масса — 1280 кг. Максимальная скорость — 140 км/ч.

P.S. Изображения в процессе подготовки... Скоро.

Audi logo

На правах рекламы


Яндекс.Метрика
Бизнес.
И немного личного.

Сайт создан групой энтузиастов и не связан с Audi AG. Опубликованы материалы, находящиеся в открытом доступе и наши переводы
из зарубежных источников. Некоторые из них не связаны с маркой Ауди, но могут быть полезны широкому кругу автолюбителей.