ГлавнаяНовости АудиСправочникИстория Ауди

Разумный подход к премиум-классу

Спортивный дух, инновации, элегантный стиль

Слоганы Ауди разных лет

Студебекер Ларк / Studebaker Lark

К концу 1950-х годов американская компания «Студебекер» уже не выглядела столь благополучной и процветающей. Запустив на рынок крупные и тяжелые автомобили, экзотичная форма которых оказалась нежизнеспособной и очень быстро становилась архаичной, фирма с каждым годом теряла свой интеллектуальный и производственный потенциал. Поражение «Студебекера» на рынке становилось все более очевидным. Еще в середине 1950-х это должно было заставить руководство насторожиться. Однако этого не произошло.

Одним из виновников всех бед посчитали строптивого стилиста Раймонда Лоуи. Как считали журналисты, к концу 1950-х он уже утратил способность привнести что-либо ори-гинальное в автомобильный дизайн, зациклившись на утя-желенных, слишком длинных и неуклюжих машинах. Они напоминали так любимые Лоуи паровозы, форму которых он разрабатывал еще в конце 1930-х, но через 20 лет, воплощенная в автомобилях, она уже не находила никакого отклика у покупателей. С другой стороны, роковую роль в истории «Студебекера» сыграла афера с приобретением «Паккарда», подведя фирму вплотную к грани банкротства. Дополнительно ее положение усугубило образование в 1954 году еще одного автомобильного концерна «Америкэн Моторс», оттеснившего «Студебекер» с традиционного чет-вертого места на пятое. Хотя за ним следовало еще с два десятка мелких фирм, но в расчет их никто уже не принимал, и потому пятое место было последним — местом для выбывающих. Далее отступать было некуда. Все это стало знамением неминуемого конца «Студебекера».

Для выхода из критического положения руководство компании решило кардинально изменить всю свою политику, сократив выпуск крупных и дорогих машин и наладив изготовление принципиально новой более простой и недорогой «легкой» серии. В сентябре 1956 года президент «Студебекера» Гарольд Черчилль выдал своим конструкторам задание на ее разработку. Форму машины теперь создавали фирменные дизайнеры под руководством Дункана МакРея, который сам находился под влиянием идей Лоуи. Для будущей машины он создал широкую плоскую трапе-цеидальную переднюю облицовку в духе Лоуи, укороченные переднюю и заднюю части кузова, а среднюю просто заимствовал от седанов образца 1958 года. Так на 1959 модельный год «Студебекер» заявил новую так называемую компактную модель «Ларк» (Lark) — «Жаворонок». Несмотря на все сопутствовавшие ей трудности роста, новая гамма стала одной из наиболее известных в программе «Студебекера». «Ларк» был одним из первых и весьма удачных примеров создания американского «компактного» и экономичного семейного легкового автомобиля с простыми и достаточно элегантными формами. Он предлагался как 2- или 4-дверный седан, 3-дверный универсал на 6-9 мест и 6-местное купе. В конструкции механической части использовалось большинство прежних агрегатов, часть которых была разработана еще в 1930-е годы, а сами шасси были унифицированы с серией «Силвер Хоук». Вариант «Ларк-6» получил рядный 6-цилиндровый 2,8-литровый двигатель мощностью 90 л.с, автомобиль «Ларк-8» снабжался 4,2-литровым мотором V8 в 180 сил. Общая конструкция шасси оказалась абсолютно классической: гипоидная главная передача, передняя независимая рычажно-пружинная подвеска, неразрезной задний мост и барабанные тормоза с гидроприводом. По заказу можно было получить рулевой механизм с гидроусилителем и самоблокирующийся диф-ференциал. Наиболее обширным был выбор 3-ступенчатых трансмиссий. Автомобиль можно было купить с классической «ручной» коробкой передач, полуавтоматической или полностью автоматической «Флайт-О-Мэтик». Все легковые версии имели один размер колесной базы — 2756 мм, грузопассажирские — 2870 мм. При собственной массе 1180-1430 кг автомобили в различных исполнениях развивали скорость от 125 до 160 км/ч, а средний расход топлива составлял не так уж много для Америки — 10-18 л на 100 км. Несмотря на то, что «Ларк» считался «народным», в состав оборудования наиболее комфортного исполнения «Ригл» (Regal) входили радиоприемник, электрические сте-клоподъемники и замки, кондиционер воздуха и механическая регулировка сидений. Лишь на один год эти новинки приостановили сползание фирмы к полному краху: в 1959-м объем продаж подскочил до рекордного в то время значения 126,2 тыс. машин, и компания впервые после 1953 года оказалась в прибыли. К сожалению, эта удача была временным явлением, и через год объем продаж снизился 106 тысяч. В 1961 году «Ларк-8» предлагали в наиболее комфортных исполнениях «Ригл Крузер» с четырьмя фарами, а давно устаревший 6-цилиндровый мотор получил новую верхне-клапанную головку блока и развивал 112 л.с. С 1962 года на всех машинах «Ларк» устанавливали четыре фары, новую более массивную решетку радиатора и круглые задние фонари. Одновременно появились такси «Ларк» и 5-местный кабриолет «Дайтона» (Daytona).

В 1963 году общий объем продаж «Студебекера» упал до 68 тыс. машин. Положение усугубляло и то, что к тому времени практически все возможности обновления прежней гаммы и ее главных агрегатов были полностью исчерпаны. Впрочем, именно в этот критический момент вновь неожиданно возник вездесущий Раймонд Лоуи, доказавший свои неисчерпаемые способности. В результате в 1962 году в производство был запущен разработанный им автомобиль-купе «Аванти» (АУЭПИ) С совершенно уникальными формами. Однако уже ничто не могло спасти быстро уходившую ко дну компанию «Студебекер». Избранный в 1963 году новый президент Байере Барлингэм пришел к заключению, что настало время, когда фирма должна признать свое поражение и отказаться от автомобильного производства. В 1963 году «Студебекер» прекратил выпуск автомобилей в США и перевел сборку последних моделей в канадский город Гамильтон. И эта уловка не удалась: «импортные» «сту-дебекеры» не имели в США никакого успеха. Затем пре-кратилось изготовление собственных двигателей, и все модели получили моторы «Шевроле», что заставило в 1964 году свернуть производство наиболее ходовой серии «Ларк». На 1966 модельный год канадский «Студебекер» объявил выпуск только одной довольно безликой серии седанов 5, уже ничем не напоминавших легендарные легковые «студебекеры», навсегда вошедшие в историю знаменитых автомобилей.

Так завершилась 114-летняя истории известной компании, потерпевшей крах в борьбе с колоссами мирового автомобильного бизнеса. Так исчезла некогда славная марка автомобилей оригинальной и необычной конструкции, которые внесли немалый вклад в мировое развитие автомобилестроения.

Характеристика автомобиля «Студебекер Ларк-6» (1961 год)

Число мест — 6. Двигатель рядный 6-цилиндровый верхнеклапанный жидкостного охлаждения, рабочий объем — 2780 см', мощность — 112 л.с при 4500 об/мин. Коробка передач механическая, полу- или полностью автоматическая 3-ступенчатая. База — 2756 мм. Колея передняя и задняя — 1458/1438 мм. Длина — 4450 мм, ширина — 1752 мм, высота — 1460 мм. Масса — 1180 кг. Максимальная скорость — 135 км/ч. Средний расход топлива — 10-13 л на 100 км.

P.S. Изображения в процессе подготовки... Скоро.

Audi logo

На правах рекламы


Яндекс.Метрика
Бизнес.
И немного личного.

Сайт создан групой энтузиастов и не связан с Audi AG. Опубликованы материалы, находящиеся в открытом доступе и наши переводы
из зарубежных источников. Некоторые из них не связаны с маркой Ауди, но могут быть полезны широкому кругу автолюбителей.