ГлавнаяНовости АудиСправочникИстория Ауди

Мощь, воплощённая в форму

Игра по своим правилам

Слоганы Ауди разных лет

Санбим Элпайн / Sunbeam Alpine

За свою долгую и трудную жизнь известная британская компания «Санбим» (Sunbeam) часто достигала зенита славы, купалась в лучах всемирного уважения и спортивных побед, входила в союз с другими небольшими фирмами и не раз подходила к грани полного банкротства. Она выпускала одни из самых знаменитых в мире автомобилей, которым принадлежали высшие титулы наиболее оригинальных, красивых, мощных и быстроходных машин. Стоит лишь вспомнить, что в 1901 году самый первый автомобиль этой марки имел необычную ромбовидную компоновку, а в 1920-е годы ее уникальный 1000-сильный болид несколько раз улучшал абсолютный рекорд скорости на суше, доведя ее до 328 км/ч. Преодолев новые невзгоды и став в 1935 году членом британского концерна «Руте» (Rootes), куда входили также фирмы «Хиллман» (Hillman), «Хамбер» (Humber) и «Зингер» (Singer), «Санбим» сконцентрировал все свои усилия на создании новых автомобильных шедевров.

Послевоенное время стало для «Санбима» наиболее продуктивным и успешным. В 1948 году фирма создала удач-ные седаны моделей 80 и 90 с привлекательной и узнаваемой внешностью, которые одними из первых в Англии получили рычаг переключения передач на рулевой колонке. Особый успех сопутствовал модели 90, получившей через два года переднюю независимую подвеску и 70-сильный мотор «Хамбер». С 1953 года, когда родстер «Санбим-90 Mk-IIA» победил в Альпийском ралли, за всем семейством закрепилось название «Элпайн» (Alpine) — «Альпийский». До 1957 года его основу составлял элегантный кабриолет «Санбим-90 Мк-Ш», послуживший основой новых еще более известных машин.

В 1959 году родился один из самых элегантных спортивных автомобилей Великобритании — «Санбим Элпайн», низкая и округлая форма которого резко контра-стировала на фоне классических английских машин. Это был «Элпайн» второго поколения, кроме марки, не имевший ничего общего с первым. Его базой являлся грузо-пассажирский автомобиль «Хиллман Хаски» (Husky), а верхнеклапанный 1,5-литровый двигатель и трансмиссия были заимствованы от седана «Санбим Рапир-Ш» (Rapier). При установке двух карбюраторов и увеличении степени сжатия его мощность удалось довести до 78 л.с, что позволяло легкой машине разогнаться до скорости 160 км/ч. К ее конструктивным особенностям относились несущий стальной кузов, 4-ступенчатая коробка передач с ускоряющими ступенями, передняя независимая рычажно-пружиниая подвеска и передние дисковые тормоза. Несмотря на явное итальянское влияние, элегантная и строгая форма машины была разработана в собственном КБ «Санбима» под руководством Кена Хоувза. Единственным исполнением был родстер с полукруглой решеткой радиатора, напоминавшей приоткрытый рот, панорамным лобовым стеклом, высокими и острыми задними крыльями с вертикальными фонарями, выдававшими склонность англичан к американскому стилю. По мощности и скорости «Элпайн Mk-I» немного уступал своим конкурентам, но притягивал покупателей, не склонных к классицизму, своими мягкими, как тогда выражались, «женскими» формами и более просторным комфортным салоном.

«Элпайн» пережил четыре модернизации и дал жизнь еще двум сериям самых мощных и скоростных машин этого семейства. С 1960 года выпускался 80-сильный «Элпайн Мк-П» с 1,6-литровым мотором и расширенными шинами. В 1963 году появился 82-сильный «Элпайн Мк-Ш», а год спустя родился четвертый вариант Mk-IV с синхронизированной коробкой передач. На нем исчезли высокие «плавники» на задних крыльях, сделав машину еще более легкой и привлекательной. Наконец, последняя пятая версия Mk-V, комплектовавшаяся 1,8-литровым двигателем в 92 л.с, стала чуть тяжелее, и ее максимальная скорость снизилась до 158 км/ч. До 1968 года было изготовлено 69250 машин «Элпайн», из них около 20 тысяч — самой популярной серии Мк-И.

В 1960-е годы успех «Элпайна» был настолько высоким, что компания «Санбим» решила взяться за выпуск его более мощной версии, которую предполагалось продавать в США. Интересно, что здесь повторилась история с рождением легендарного спортивного автомобиля «Эй-Си Кобра» (АС Cobra), рассказ о котором далее. Несмотря на то, что идею новой машины впервые предложил известный автогонщик Джек Брэбхэм, чемпион мира в Формуле I, за ее воплощение взялся другой не менее знаменитый человек. Им был амери-канский гонщик и конструктор Кэролл Шэлби (Carroll Shelby). Вскоре после создания своего родстера «Шэлби-Кобра», он предложил осуществить такую же метаморфозу и с «Элпайном». Так на Нью-Йоркском автосалоне 1964 года появился «Санбим Тигр-260», сразу же прозванный волком в овечьей шкуре. Действительно, под грациозной внешностью «Элпайна Mk-IV» скрывался американский 164-сильный мотор «Форд» V8, а его рабочий объем в 260 кубических дюймов (4261 см3) объяснял цифровой индекс в маркировке. Для его размещения в тесном моторном отсеке аккумуляторную батарею пришлось перенести в багажник. На автомобиле иримснялись американская 4-ступенчатая коробка передач, новое реечное рулевое управление и усиленная перед-няя подвеска, позволявшая «вынести» повышенную на 20% нагрузку от тяжелого мотора. При собственной массе 1110 кг «Тигр-260» достигал скорости 190 км/ч и разгонялся с места до 96 км/ч за 9,5 с. Внешне «тигры» отличались воздухозаборной прорезью на капоте и специфическими боковыми накладками. Их сиденья обивали натуральной белой кожей, щиток приборов был сделан из ценных пород дерева, а двухспицевый руль выполнен в гоночном стиле. Успех этих машин в США не был грандиозным, как планировалось, поэтому на «Санбиме» вновь решили воспользоваться идеями Шэлби, воплощенными в его «Кобре». Иначе говоря, в 1967 году на старом шасси «Элпайна» установили модернизирован-ный двигатель «Форд» У8 рабочим объемом 289 кубических дюймов (4737 см3). Он развивал чуть меньшую мощность, чем его аналог на машине «Кобра-289», — всего 200 л.с, однако по примеру своего старшего собрата получил марку «Тигр-289». На нем увеличили диаметр тормозов, использовали 14-дюймовые шины, в задней подвеске установили штангу поперечной устойчивости и усилили рессоры. Мощные «тигры», скорость которых обычно превышала 200-километровый рубеж, неоднократно выходили победителями в ралли Монте Карло, Акрополис и Ралли тюльпанов.

Конец развитию столь совершенных машин наступил неожиданно. В 1967 году американская корпорация «Крайслер» выкупила большую часть акций концерна «Руте», что сделало невозможным применение моторов его главного конкурента «Форда». Последний «Санбим Тигр» был построен в 1967-м, годом позже остановилось производство и чистокровно британских родстеров «Элпайн».

Характеристика автомобиля «Санбим Элпайн Mk-II (1960 год)

Число мест — 2. Двигатель рядный 4-цилиндровый верхнеклапанный жидкостного охлаждения с двумя кар-бюраторами, рабочий объем — 1592 см3, мощность — 80 л.с. при 5000 об/мин. Коробка передач механическая 4-ступенчатая. База — 2184 мм. Колея передняя и задняя — 1295/1232 мм. Длина — 3943 мм, ширина — 1537 мм, высота — 1461 мм. Масса — 844 кг. Максимальная скорость — 160 км/ч, время разгона с места до 96 км/ч — 9,9 с. Средний расход топлива — 9,5 л на 100 км.

P.S. Изображения в процессе подготовки... Скоро.

Audi logo

На правах рекламы


Яндекс.Метрика
Бизнес.
И немного личного.

Сайт создан групой энтузиастов и не связан с Audi AG. Опубликованы материалы, находящиеся в открытом доступе и наши переводы
из зарубежных источников. Некоторые из них не связаны с маркой Ауди, но могут быть полезны широкому кругу автолюбителей.