ГлавнаяНовости АудиСправочникИстория Ауди

Выигрыш за явным преимуществом

Vorsprung durch Technik

Слоганы Ауди разных лет

Татра-603 / Tatra-603

«Вас баюкает в мягкой качели голубая «Испано-Сюиза»… Нет-нет, мы ничего не перепутали. Именно эти строки из популярного романса прежде всего приходят в голову, стоит лишь проехать несколько километров в этой уникальной «Татре», даже не важно, какой модели, — все они были одинаково роскошными, бесшумными, мягкими и какими-то убаюкивающими. Автору удалось попутешествовать несколько дней по ЧССР на самой простой серийной «Татре-603», но она оставила неизгладимое впечатление на всю жизнь. Может быть, после советских «москвичей» и «жигулей», эта машина казалась пришельцем из иного мира, солидным, уютным и безопасным домом на колесах. В ее просторном и теплом салоне с мягким диваном шириной около 2 м можно было устроиться, как в купе вагона, а в необъятном отсеке под покатым задним стеклом разместить весь свой багаж и гардероб. Оттуда, из-за сиденья, из огромного черного «сундука», исходил ровный шелест работающего мотора, создававший какое-то умиротворенное состояние высшего блаженства. Долгое время в Чехословакии такие машины принадлежали членам правительства, министрам и высшим чиновникам, являясь символом высокого положения и власти. Правда, в силу врожденной неустойчивости на трассе под действием боковых сил, заднемоторные «татры» получили и другой не совсем приятный эпитет — «убийцы министров».

С приходом в Чехословакию немецких оккупационных сил на заводе «Татра» (Tatra) развернулось изготовление автотехники для Вермахта. В 1945 году все это завершилось печально, во всяком случае, для конструктора Ганса Аедвинки, которого за сотрудничество с фашистами осудили на тюремное заключение. Когда же в 1951 году его освободили и предложили вновь руководить предприятием «Татра», он лишь бросил в ответ: «Вы бы сказали мне об этом шесть лет назад!», — и уехал в Австрию, оставив все свое автомобильное наследство социалистической Чехословакии, В области легковых машин жизнеспособной оказалась только довоенная аэродинамичная «Татра-87» с задним двигателем воздушного охлаждения и независимой подвеской всех колес, которую решили принять за основу послевоенного поколения.

Уже в 1947 году появился первый преемник 87-й модели — седан «Татра-600» или «Татраплан» (Та1гар1ап) с оппозитным 4-цилиндровым двигателем в 52 л.с. С ним в историю ушла традиционная хребтовая трубчатая рама, которую заменило плоское сварное цельнометаллическое основание с обтекаемым закрытым кузовом в стиле 1930-х годов. Единственным исключением был кабриолет, изготовленный в одном экземпляре и в декабре 1949 года подаренный И. В. Сталину в честь его 70-летия. На короткое время «Татраплан» стал базой для испытания перспективных идей. На его базе проверяли концепции новых силовых агрегатов, работавших на бензине, дизельном топливе или на спиртовой смеси, и собирали гоночные автомобили Т-607, в том числе два болида формулы I, принимавших участие в соревнованиях на Большой приз Чехословакии в сентябре 1950 года. На них-то и появились впервые опытные двигатели Т-603 V8 воздушного охлаждения разного объема, а после их доработки в 1953 году на ско-ростной машине Т607-2 был установлен 2,5-литровый вариант, развивавший мощность от 155 до 200 л.с. Этого было вполне достаточно, чтобы гоночные машины могли достичь невиданной ранее в стране скорости 198-208 км/ч. Тогда никто не предполагал, что все они появлялись на свет только с одной главной целью — создать собственный чехословацкий легковой автомобиль высшего класса.

Его прототип появился в 1955 году, а через год седан «Татра-603» был представлен публично. Действительно, это была эффектная 4-дверная машина с длинным и широким капотом, под которым помещался вместительный багажник; полукруглым передком с тремя фарами, установленными точно по центральной оси машины; обтекаемой продолговатой задней частью, где располагался весь силовой агрегат, присутствие которого выдавали только широкие «уши» воздухозаборников на боковинах несущего кузова. В заднем свесе стоял 2,5-литровый двигатель T-603F, перевернутый задом наперед. Он имел два двухкорпусных карбюратора с падающим потоком; алюминиевые поршни, картер, индивидуальные блоки каждого цилиндра с ребрами охлаждения и головки блоков с полусферическими камерами сгорания и верхними клапанами, приводившимися от цен-трального распределительного вала. Обдув мотора и его узлов осуществлялся двумя осевыми вентиляторами. При степени сжатия 6,5 он развивал мощность 95-100 л.с. В блоке с ним располагались сухое однодисковое сцепление, малошумная синхронизированная коробка передач и главная коническая передача со спиральными зубьями. Обе независимые подвески были рычажно-пружинными с телескопическими гидроамор-тизаторами, все тормоза — барабанными с двухкон-турным гидроприводом. Реечный рулевой механизм не имел никакого усилителя. Особенно поражали почти 2-метровая ширина кузова этой «Татры», ровный пол салона и опять же три фары, спрятанные под единым прозрачным обтекателем.

С 1962 года выпускался вариант Т2-603 с двигателем T-603G объемом 2474 см3, полученным за счет увеличения диаметра цилиндров с 74 до 75 мм и уменьшения хода поршней с 72 до 70 мм. При повышении степени сжатия до 8,2 он развивал мощность 105 л.с. Внешне этот автомобиль отличался четырьмя фарами, установленными в двух овальных блоках, и новым щитком приборов. В 1963-1965 годах предлагался облегченный 140-сильный спортивный вариант T2-603GT с транзисторным зажиганием, у которого капот и двери делали из стеклопластика, а боковые стекла были плексигласовыми. В 1966 году появился 150-сильный скоростной вариант Т2-603В5 со всеми дисковыми тормозами, предназначенный для участия в Чемпионате на специальных прототипах в категории В-5. Последним в производство пошел комфортный седан ТЗ-603 (позднее его называли «Т2-603 образца 1968 года»), получивший 95-сильный мотор Т-603Н, дисковые тормоза, широкую переднюю облицовку с четырьмя фарами, обрамленными единой овальной хромированной накладкой, и чуть измененными формами частей кузова.

Эра легендарной «Татры-603» завершилась в 1975 году с переходом на новую представительскую серию Т-613 с 3,5-литровым мотором V8. Что же касается Т-603, то за 19 лет изготовили 20422 автомобиля этой серии. Помимо известных политических деятелей, пользовавшихся ими, славу «Тарте-603» принесли крупные успехи в гонках и ралли, в том числе 14 побед в абсолютном зачете и 24 — в своем классе. Обратите внимание, что здесь речь идет не о гоночных версиях, а только о совершенно нормальных седанах, приспособленных для соревнований.

Характеристика автомобиля «Татра-603» (1957 год)

Число мест — 5-6. Двигатель верхнеклапанный \'8 воздушного охлаждения с двумя карбюраторами, рабочий объем — 2545 см3, мощность — 100 л.с. при 4800 об/мин. Коробка передач механическая 4-ступенча-тая. База — 2750 мм. Колея передняя и задняя — 1400 мм. Длина — 5067 мм, ширина — 1910 мм, высота — 1550 мм. Масса — 1420 кг. Максимальная скорость — 170 км/ч. Средний расход топлива — 12,5 л на 100 км.

P.S. Изображения в процессе подготовки... Скоро.

Audi logo

На правах рекламы


Яндекс.Метрика
Бизнес.
И немного личного.

Сайт создан групой энтузиастов и не связан с Audi AG. Опубликованы материалы, находящиеся в открытом доступе и наши переводы
из зарубежных источников. Некоторые из них не связаны с маркой Ауди, но могут быть полезны широкому кругу автолюбителей.