ГлавнаяНовости АудиСправочникИстория Ауди

Мощь, воплощённая в форму

Разумный подход к премиум-классу

Слоганы Ауди разных лет

Трабант / Trabant

В ночь с 2 на 3 октября 1990 года высоко в небо над Бранденбургскими воротами на стропах огромного крана была поднята неказистая легковая машина, к которой снизу подвесили гигантское полотнище — флаг ГДР. Это был микролитражный «Трабант» (Trabant) — своеобразный символ немецкого рабоче-крестьянского государства и всех его достижений. Ровно в полночь «Колокол свободы» на площади Революции в бывшем Западном Берлине возвестил о рождении объединенной Германии. В воздух взлетели пробки от шампанского, гремели петарды, народ ликовал. А в бывшем Восточном Берлине, сорвавшись с большой высоты, на землю рухнул тот самый «Трабант». Его хрупкий кузов разлетелся на множество осколков, а знамя безжизненно распласталось на асфальте.

В этом событии много смысла. Вместе с обоими сим-волами ГДР — государственным флагом и самым попу-лярным автомобилем — ушли в небытие 40 с лишним лет постоянной борьбы за социалистические принципы и внешнего благополучия. Легковой «Трабант» («Спутник») был когда-то гордостью Германской Демократической Республики. В 1950-е годы его разработали в городе Карл-Маркс-Штадт охваченные энтузиазмом созидания нового общества молодые и энергичные люди, целью которых, как у Генри Форда или Гитлера, тоже была всеобщая автомобилизация страны. Их детище оказалось предельно простым, неприхотливым и доступным большинству жителей ГДР, имевшим гигантский спрос. За «Трабантом» выстраивались огромные очереди неприхотливых и скромных людей, способных выложить за него всего 12 тыс. марок. Надо отдать должное, эта примитивная машина позволила удовлетворить потребности населения в личном автомобиле. Вместе со столь же простым «Вартбургом» она насытила парк машин индивидуального пользования в ГДР до самого высокого уровня среди всех социалистических стран — 52 автомобиля на 100 семей. Это стало лучшим доказательством достижений социализма в отдельно взятой стране, однако со временем «Траби» сделался горьким укором всей восточноевропейской автомобильной промышленности.

Первую партию «трабантов» Р-50 собрали 7 ноября 1957 года на заводе «Заксенриыг» (БасЬзепг^) в Цвиккау, ранее принадлежавшим немецкой фирме «Луди». Конструкцию большинства узлов он унаследовал от довоенных переднеприводных легковушек ДКВ (ОК\У). Среди них был модернизированный 2-цилиндровый 500-кубо-вый двухтактный моторчик мощностью 18 л.с, приводивший передние колеса. Коробка передач осталась механической, все тормоза — барабанными, колеса подвешивались на поперечных рессорах. Главной особенностью «Трабанта» был простой 2-дверный несущий кузов на стальном каркасе, облицованный панелями из упрочненного пластика «Дуропласт». Достаточно высокая скорость в 90 км/ч и небольшой расход топлива сразу же привлекли к нему вни-мание жителей ГДР. 10 июля 1958 года началось серийное производство модели Р-50. Во все последующие времена «Трабант» незаметно модернизировали, хотя он всегда оста-вался примитивно простой, неудобной и шумной машиной.

В 1959 году появились модель Р-50/1 с 20-сильным мотором и 3-дверный грузопассажирский вариант «Комби», и с этого же времени начался экспорт «трабантов» в социа-листические страны. В 1962-м параллельно с базовым вари-антом стали выпускать улучшенную модель Р-60 с 600-кубо-вым двигателем в 23 силы. В 1964 году на Лейпцигской ярмарке был показан «Трабант-601» с обновленным кузовом с прямоугольным воздухозаборным отверстием в передней панели. Через пять лет его модернизировали в последний раз: мощность двигателя модели 6015 возросла до 26 л.с, максимальная скорость — до 105 км/ч. Его вариантами стали грузопассажирский «универсал», фургон и кабриолет, а в 1978 году появился открытый прогулочный «Трамп» (Tramp), принятый на вооружение погранвойсками ГДР для патрулирования Берлинской стены.

1970-е годы стали переломными в автомобильной индустрии ГДР, когда стало ясно, что со своими «трабантами» и «варт-бургами» она не способна не только противостоять проникавшей в страну западной продукции, но и удовлетворить возросшие потребности собственного народа. Тем не менее, они по-прежнему выпускались без особых изменений. Гордостью тех лет стали поставки небольших партий «трабантов» в Австрию, Данию и даже в Великобританию. 1980-е годы вновь не принесли ничего нового в облике и конструкции «Трабанта», Среди немногих новшеств было электронное зажигание (1983 год) и задняя независимая пружинная подвеска (1988 год). Развитие машины зашло в тупик, но, несмотря на это, завод «Заксенринг» усердно выполнял и перевыполнял планы автомобилизации ГДР: в 1978 году был изготовлен 1,5-миллиониый «Трабант», 21 мая 1990 года на свет появился 3-миллионный автомобиль.

«Трабант» оказался одним из рекордсменов-долгожителей в мире, но постепенно становился посмешищем и объектом злых шуток, В западной прессе распространились острые заметки об «антиавтомобиле, построенном антифирмой в антистране». Там подробно описывалось, как детали кузова «Траби» подгоняли молотками на глазок, а герметичность проверяли в душевой камере. Журналисты отмечали «уникальный неповторимый шум «Трабанта», который невозможно имитировать», особо удушливый сизый дым мотора и повышенную опасность машины. В статье под броски.м заголовком «Смерть приходит из Цвиккау» западные журналисты сообщали, что никому из пассажиров «Трабанта» не суждено выжить при лобовом столкновении на скорости всего 35-38 км/ч. Так бедный маленький «Трабант» стал «символом социалистического благополучия и свободы», олицетворением «тюремного смотрителя сталинского режима», «авантюрой с опозданием на полвека», «моторизованной морковкой Ульбрихта» и т. д. и т. п. «Фрейлен Траби из многоквартирного панельного дома состарилась, — констатировала пресса ФРГ. — Ей давно пора на покой!».

Объединение обоих германских государств означало неминуемый конец «Трабанта». Когда же это произошло, злой тон публикаций сменился серьезным вопросом: «Что же делать в «Трабантом»? Теперь все проблемы автоматически перекладывались на концерн «Фольксваген-Ауди», юридически являвшийся наследником народного предприятия в Цвиккау. Впрочем, «Фольксваген» засуетился еще в 1988 году, и в мае 1990-го появился обновленный «Трабант- 1.1L» с однолитровым 4-цилиндровым мотором в 40 л.с. от модели «Поло» (Polo). Тогда же в Цвиккау собрали и первые легковые машины «Фольксваген», предопределившие дальнейшую судьбу завода. С прекращением выпуска «Трабанта» все вздохнули свободно. Правда, сразу же после этого легендарный, но недолговечный «Трабант» стали активно разыскивать и реставрировать энтузиасты автоста-рины и музеи из многих западных стран.

Характеристика автомобиля «Трабант Р-50» (1958 год)

Число мест — 4. Двигатель рядный 2-цилиндровый двухтактный воздушного охлаждения, рабочий объем — 499 см3, мощность — 18 л.с. при 3750 об/мин. Коробка передач механическая 4-ступенчатая, привод на передние колеса. База — 2020 мм. Колея передняя и задняя — 1200/1220 мм. Длина — 3375 мм, ширина — 1500 мм, высота — 1395 мм. Масса — 620 кг. Максимальная скорость — 90 км/ч. Средний расход топлива — 6 л на 100 км.

P.S. Изображения в процессе подготовки... Скоро.

Audi logo

На правах рекламы

Что такое установка рефрижераторов и холодильников. Итальянские грузовики.


Наши коллеги

На www.kart-gallery.ru репродукции картин, форум.

Яндекс.Метрика
Бизнес.
И немного личного.

Сайт создан групой энтузиастов и не связан с Audi AG. Опубликованы материалы, находящиеся в открытом доступе и наши переводы
из зарубежных источников. Некоторые из них не связаны с маркой Ауди, но могут быть полезны широкому кругу автолюбителей.