ГлавнаяНовости АудиСправочникИстория Ауди

Разумный подход к премиум-классу

Превосходство высоких технологий

Слоганы Ауди разных лет

Такер Торпедо — Tucker Torpedo

По окончании Второй мировой войны, когда казалось, что еще совсем недавно отгремели судебные процессы над Эрретом Кордом (Errett Cord), владельцем одноименной компании, погубившим спою легендарную фирму неприглядными финансовыми махинациями, пресса вновь заговорила об очередной автомобильной афере. Ее героем стал талантливый изобретатель и неисправимый мечтатель, не способный разобраться со всеми своими фантастическими задумками и умело распорядиться свалившимися ему на голову шальными деньгами.

Это был инженер Престон Томас Такер (Preston Thomas Tucker, 1903-1956 гг.). Свою трудовую карьеру он начал на фирме «Кадиллак» простым курьером, где быстро проявил смекалку, развозя почту на роликовых коньках. Отслужив полицейским, он взялся за торговлю автомобилями, а в 1930-е годы работал с известным создателем гоночных машин Гарри Миллером и разрабатывал последние легковые модели «Мармон» (Maimon). Во время войны он предложил правительству свои услуги по производству пулеметных станин, а потом занимался строительством бронекатеров. В первые мирные дни Такер решил вновь приобщиться к автомобильному делу.

Будучи неиссякаемым генератором идеи «самого оригинального и безопасного автомобиля, способного удивить мир», в 1946 году в Чикаго он основал собственную фирму. Распродав ее акции и выбив крупные государственные субсидии, Такер получил прекрасную возможность создать то, чего еще никто никогда не видел. Действительно, его первый прототип «Торпедо» (Torpedo) был уникален во многих отношениях. Внешне он напоминал идеально обтекаемый 2-дверный скоростной болид с центральным местом водителя. Его форму придумал Алекс Тремулис (Alex Tremulis), бывший стилист компании «Корд». Поначалу Такер рвался установить в центре салона круговой перископ, но его вовремя уговорили на широкое V-образное зеркало заднего вида с обзорностью 180°. Между задними колесами поперечно был установлен оппозитный 6-цилиндровый двигатель рабочим объемом 9,7 л с впрыском топлива, герметичной системой жидкостного охлаждения и гидравлическим приводом клапанов, снижавшим шумность работы. Мощность 150 л.с. мотор развивал в режиме всего 1500 об/мин, обеспечивая невиданную мягкость работы и приемистость, позволявшую отказаться от обычной трансмиссии. Вместо нее Такер придумал автоматическую коробку передач «Такермэтик» (Tuckermatic). Она не имела заднего хода, зато включала всего 30 основных деталей и фактически состояла из двух гидротрансформаторов, установленных на обоих концах коленчатого вала двигателя, через которые крутящий момент подавался на каждое заднее колесо. Упругими элементами независимой подвески «Торсиластик» служили резиновые подушки, все тормоза сделали дисковыми, а червячный рулевой механизм предполагалось оснастить усилителем. Салон со всех сторон защищали три мощные трубчатые арки, а боковины дверей, пол и потолок были обиты мягкими материалами.

Неудачные испытания прототипа заставили в корне пересмотреть всю конструкцию. Следующий самый известный вариант с несущим цельностальным кузовом, представленный 17 июня 1947 года, на фоне безликой послевоенной продукции казался революционным и поначалу произвел сногсшибательный эффект. Роль переднего воздухозаборника играл «фигурный» бампер, в задних крыльях имелись вертикальные вентиляционные решеточки, на задней панели кузова стоял огромный фальш-радиатор, а под бампером были закамуфлированы шесть труб глушителей. Больше всего привлекали невероятные по форме передние крылья и три фары, из которых средняя синхронно поворачивалась при отклонении передних колес. Присмотревшись к машине, стилисты обнаруживали слишком грубые и массивные формы, несоразмерные и нескладные пропорции, смешение разных стилей, граничившее с откровенной безвкусицей. Отношение к «Такеру» еще более ухудшилось, когда в прессу просочились сведения, что столь оригинальный кузов всего за 100 дней переделывали с помощью электросварки из довоенного «Олдсмобила», хотя, кроме трех боковых окон, они ничем не напоминали друг на друга. Так за автомобилем Такера закрепилось неофициальное, но более популярное имя — «Жестяной утюг». На нем использовался полностью алюминиевый оппозитный 6-цилиндровый мотор «Франклин» (Franklin) воздушного охлаждения, переделанный из двигателя от вертолета «Белл». Прежнюю трансмиссию заменила механическая 4-ступенчатая коробка передач «Корд» с электромагнитным выбором ступени при помощи миниатюрного рычажного избирателя, смонтированного справа на рулевой колонке. В передней подвеске появились витые пружины, а резиновые элементы остались только сзади. Водитель теперь располагался на своем обычном месте — слева. В его распоряжении было рулевое колесо с V-образной перекладиной и миниатюрная панель приборов, на которой был виден лишь спидометр, но, присмотревшись, на ней обнаруживались все необходимые датчики и даже клавиши настройки радиоприемника.

С конца 1947 года началась бурная рекламная кампания машины Такера, а один из образцов на треке в Индианаполисе достиг рекордной скорости 211,4 км/ч. Для организации серийного выпуска был арендован бывший завод авиамоторов «Додж» (Dodge). Туда начали набирать 2000 рабочих, которые должны были изготовлять по 300 тыс. машин ежегодно. Первый серийный автомобиль был собран там 9 марта 1948 года, но потом все пошло не так, как планировал Такер. А началось с того, что у фирмы вдруг не оказалось ни сырья, ни кадров, а уже набранным рабочим платить было нечем.

До сих пор историки задаются вопросом: «Что же случилось с «Такером»? » Ответов много: автомобиль оказался слишком авангардным и футуристическим, сложным и непривычным для среднего обывателя; монополии делали все, чтобы не пропустить его на свой рынок, а сам Такер, раскидавший огромные средства на проработку и внедрение своих грандиозных проектов, вскоре остался у «разбитого корыта» — на организацию серийного производства денег уже не осталось. Через пять месяцев, собрав 51 машину, выпуск «такеров» прекратили, а в марте следующего года завод был закрыт.

С февраля 1949-го Такера затянуло болото судебных разбирательств. Его обвиняли в фальсификации финансовой отчетности, растрате денег и присвоении государственной ссуды в 5 млн долларов. Одно из обвинений гласило: «Такер подсунул покупателям неработоспособный макет, грубо сколоченный из частей разных машин». Все это в общем-то соответствовало истине, так как большинство сногсшибательных фантазий Такера присутствовало лишь в опытных образцах, а чаще — только на бумаге. Лишь в январе 1949 года Такера оправдали, но все дело было загублено. Вскоре неутомимый изобретатель вновь стал истязать себя «бредовым» идеями, опередившими время. Среди них были проект газотурбинного и полноприводного гоночного автомобиля, проецирование показателей приборов прямо на лобовое стекло, применение новых средств безопасности — рулевого колеса на шарнирах, ремней безопасности и лобового стекла, вылетавшего при аварии целиком, не разбиваясь. Последней попыткой Такера восстановить свое имя был спортивный автомобиль «Кариока», предлагавшийся для выпуска в Бразилии.

Характеристика автомобиля «Такер Торпедо» (1948 год)

Число мест — 6. Двигатель оппозитный 6-цилиндровый верхнеклапанный воздушного охлаждения, рабочий объем — 5473 см3, мощность — 166 л.с. при 3200 об/мин. Коробка передач механическая 4-ступенчатая или автоматическая 3-ступенчатая. База — 3302 мм. Колея передняя и задняя — 1626/1651 мм. Длина — 5563 мм, ширина — 2007 мм, высота — 1524 мм. Масса — 1920 кг. Максимальная скорость — 175-180 км/ч, время разгона с места до 96 км/ч — 10 с. Средний расход топлива — 11,7-13,8 л на 100 км.

P.S. Изображения в процессе подготовки... Скоро.

Audi logo

На правах рекламы

На сайте www.box-plastic.ru поликарбонат листовой.


Яндекс.Метрика
Бизнес.
И немного личного.

Сайт создан групой энтузиастов и не связан с Audi AG. Опубликованы материалы, находящиеся в открытом доступе и наши переводы
из зарубежных источников. Некоторые из них не связаны с маркой Ауди, но могут быть полезны широкому кругу автолюбителей.