ГлавнаяНовости АудиСправочникИстория Ауди

Он атлетичен и быстр

Игра по своим правилам

Слоганы Ауди разных лет

Всё для предпринимателей и домашего бизнеса: Хоум Идеи, рекомендуем!
Начиная от безумных идей до стабильного бизнеса.

Ти-Ви-Ар Гриффит / TVR Griffith

Поначалу казалось, что простенькие ранние спортивные автомобили небольшой британской фирмы «Ти-Ви-Ар» (TVR) не имели никаких шансов, чтобы соперничать с «ягуарами» и «астон-мартинами» буквально по всем показателям. Однако стоило лишь своими глазами увидеть эти автомобили «в деле», то есть во время популярных на Западе гонок на старинных автомобилях, представления об этих «пластмассовых коротышках» в корне переменились. С первого взгляда спортивный «Ти-Ви-Ар Гриффит» (Griffith) почти 50-летней давности производит впечатление игрушечной машины, настолько он миниатюрный, нескладный, коротенький и низкий. Заглянув вовнутрь, можно увидеть сиденья «а ля «Ситроен дё шво», самый простой руль, примитивный щиток приборов, где и самих-то приборов не видно, да торчащую из-под сиденья запаску. Но на трассе!.. Скоростной, как болид, и юркий, как головастик, крохотный «Гриффит» обошел всех своих именитых соперников и первым пересек финишную черту. Поразила даже не эта быстротечная победа, а то, что, помимо современных широ-копрофильных шин, этот автомобиль оснащен всеми оригинальными узлами, в том числе мощнейшим мотором почти в три сотни сил.

Первые спортивные автомобили «Ти-Ви-Ар» внешне были почти одинаковыми, но каждый из них представлял собой самостоятельную конструкцию с одним только ему присущим мотором. С 1954 года их начал собирать Тревор Уилкинсон (Trevor Wilkinson, 1923-2008 гг.), придумавший своим творениям оригинальную аббревиатуру TVR, состав-ленную из трех букв его имени. Первый «Ти-Ви-Ар» вообще был уникален: он получил 1,2-литровый мотор «Остин», торсионную подвеску от «Фольксвагена», пространственную трубчатую раму и удивительно нескладный кузов из сте-клопластика, который делали на фирме, которой руководил бывший автогонщик Уильям Грантура. Так вся следующая гамма получила название «Грантура» (вгап^га). Она осталась незамеченной, однако именно эти автомобили создали своеобразный стиль «Ти-Ви-Ар»: очень короткая колесная база в два с небольшим метра, удлиненный спереди и куцый стеклопластиковый кузов-купе с цельной задней стенкой, несоразмерно большие оспицованные колеса с гоночными шинами. Вряд ли в том далеком 1958 году кто-либо обратил на них особое внимание, настолько примитивными выглядели детища Уилкинсона и его компаньона Бернарда Уилльямса. А зря! Только за первые четыре года они вручную собрали 500 (!) автомобилей марки «Грантура», причем почти все они были разными. Они оснащались разными 4-цилиндровыми двигателями объемом 1,0-1,8 л мощностью от 36 до 95 л.с. с одним или двумя карбюраторами, 3-или 4-ступенчатой коробкой передач, передними дисковыми тормозами, торсионной или пружинной подвеской, причем независимой спереди и сзади. Но самое невероятное — весили они всего 595-630 кг, а их разные варианты развивали скорость от 165 до 200 км/ч.

Самый продуктивный этап в развитии фирмы «Ти-Ви-Ар» начался в 1962 году, когда она… разорилась, а Уилкинсон основал новую компанию «Грантура», которая и выкупила остатки старой. Чуть подработав конструкцию своих прежних машин, он создал свой самый замечательный автомобиль «Гриффит», успешно здравствующий и поныне. Его название пошло от автомобильного дилера Джека Гриффита, решившегося предложить продукцию «Ти-Ви-Ар» в США. С 1963 года он начал продавать за океаном «Гриффит-200», созданный на старом шасси «Грантура Мк-Ш» с 4-ступенчатой коробкой передач с ускоряющими ступенями, расширенными 15-дюймовыми шинами и новой независимой рычажно-пружинной подвеской, разработанной англичанином Джоном Тарнером. На «Гриффите» появился новый по форме «глухой» задок с круглыми фонарями, но доступ к импровизированному багажнику с запасным колесом по-прежнему был только через тесный салон с двумя узенькими дверцами. На некоторых экземплярах устанавливался самоблокирующийся дифферен-циал и все дисковые тормоза. Такие шасси отгружали в Америку, где Гриффит втискивал в их узкий моторный отсек огромный 4,7-литровый двигатель «Форд» У8 мощностью 195 л.с. Как и следовало ожидать, за океаном к этой машине отнеслись скептически, но только до тех пор, пока она не вышла на трассу. Ее максимальная скорость с легкостью превосходила 200-километровый рубеж, а разгон с места до 96 км/ч занимал всего 5,7 с. Правда, у «Гриффита» порой обнаруживались проблемы с охлаждением, но на короткой дистанции они не были столь актуальными. Совершенно неизгладимое впечатление произвел «Гриффит-400», на котором только за счет увеличения степени сжатия с 9 до 11 мощность прежнего двигателя с одним карбюратором удалось поднять до 271 л.с. Этот вариант получил радиатор увели-ченной площади с термостатом и развивал «дикую» скорость в 260 с лишним километров в час. Только на третьей передаче он мог двигаться со скоростью 182 км/ч, а с места до 160 км/ч разгонялся за 14,4 с, опережая некоторые американские дрегстеры. Есть сведения, что на «Гриффите» ставили даже 320-сильный мотор «Ровер» \'8. Никто точно не знает, сколько «гриффитов» сделали в то время. Говорят, штук 285-300, но могли бы и больше, если бы в 1965 году фирма вновь не разорилась. Ее спасли богатые британские торговцы автомобилями Артур и Мартин Лилли.

На том и завершилась короткая жизнь «Гриффита», оста-вившего неизгладимый след в истории фирмы. В 1967 году на его шасси начался выпуск более приземленной серии «Виксен» (Vixen). На ней использовался обычный 1,6-литровый верхнеклапанный двигатель от английского легкового автомобиля «Форд». Его мощности 86-90 л.с. вполне хватало, чтобы разогнать легкую машину до 160 км/ч. С 1969 года от «Гриффита» пошло более солидное семейство «Таскен» (Tuscan) для шоссейно-кольцевых гонок. Как и их предше-ственник, эти приземистые и столь же короткие купе получили двигатели «Форд» рабочим объемом 3,0-5,3 л, развивавшие мощность от 136 до 290 л.с. При собственной массе, оставшейся на уровне легендарного «Гриффита» (810-900 кг), они были способны достичь такой же огромной скорости в 250-260 км/ч и с места до «сотни» разгоняться за 4,5-6,0 с.

В 1991 году у первого «Гриффита», стоявшего у колы-бели скоростных машин марки «Ти-Ви-Ар», появился более совершенный наследник. Это был весьма элегантный родстер «Гриффит-500» высшего класса с обтекаемым стекло-пластиковым кузовом, оснащенный 4- или 5-литровыми двигателями V8 мощностью 240-320 л.с. и выпускавшийся до 2002 года. Уже к концу XX века компания «Ти-Ви-Ар» выросла в достаточно авторитетного британского изготови-теля заказных спортивных машин. Она не только выпускала их по полторы тысячи штук в год, но и расширила свою программу до пяти базовых моделей, начала выпуск соб-ственных двигателей V6 и даже ввела в эксплуатацию новый завод. Сегодня даже на самой фирме «Ти-Ви-Ар» мало кто вспоминает того гадкого утенка марки «Гриффит», от кото-рого начиналось ее благополучие и известность.

Характеристика автомобиля «Ти-Ви-Ар Гриффит-400» (1964 год)

Число мест — 2. Двигатель верхнеклапанный V8 жидкостного охлаждения с четырехкамерным карбюратором, рабочий объем — 4737 см2, мощность — 271 л.с. при 7000 об/мин. Коробка передач механическая 4-ступенчатая. База — 2170 мм. Колея передняя и задняя — 1334/1372 мм. Длина — 3505 мм, ширина — 1626 мм, высота — 1220 мм. Масса — 855 кг. Максимальная скорость — 265 км/ч, время разгона до 96 км/ч — 4,5 с. Средний расход топлива — 10-12 л на 100 км.

P.S. Изображения в процессе подготовки... Скоро.

Audi logo

На правах рекламы


Яндекс.Метрика
Бизнес.
И немного личного.

Сайт создан групой энтузиастов и не связан с Audi AG. Опубликованы материалы, находящиеся в открытом доступе и наши переводы
из зарубежных источников. Некоторые из них не связаны с маркой Ауди, но могут быть полезны широкому кругу автолюбителей.