ГлавнаяНовости АудиСправочникИстория Ауди

Выигрыш за явным преимуществом

Победитель получает всё

Слоганы Ауди разных лет

Фольксваген «Жук» — Volkswagen Käfer

В автомобильной истории фирма «Фольксваген» (Volkswagen) навсегда останется изготовителем самого массового и прекрасно известного во всех уголках планеты простого и практичного, экономичного и недорогого «народного автомобиля», за свою специфическую форму получившего прозвище «Жук» или «Жучок» (Käfer). На международном конкурсе «Автомобиль XX века» он занял четвертое место. Горбатенький «Фольксваген» родился усилиями легендарного немецкого конструктора Фердинанда Порше (Ferdinand Porsche), а крестным отцом «Фольксвагена» немцы считают Адольфа Гитлера, в мае 1938 года заложившего первый камень в фундамент нового автомобильного завода по выпуску народных автомобилей.

Еще до войны на легковом «Фольксвагене», выпускавшемся с 1938 года, были воплощены все основные конструк-тивные принципы, разработанные Фердинандом Порше: задний оппозитный 4-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения, плоское несущее основание в виде стальной штампованной платформы, независимая торсионная подвеска всех колес, барабанные тормоза и цельнометаллический двухобъемный 2-дверный кузов на четырех человек с округлым «носом», плавно ниспадающей задней панелью с двумя треугольными окошками и наклонными овальными фарами, вмонтированными в передние крылья.

Несмотря на бомбардировки, завод «Фольксваген» в Вольфсбурге пострадал не слишком сильно. Другой удачей считается, что Северная Германия оказалась в британской оккупационной зоне, а англичане, в отличие от русских, отнеслись к «Фольксвагену» совсем иначе. Вместо того, чтобы разобрать завод и переправить его по частям к себе в качестве репараций, они решили немедленно начать там производство легковых машин, в которых остро нуждалась опустошенная Европа. Уже в июне 1945 года на заводе начали собирать армейские «кюбельвагены» и обычные седаны, а через месяц руководство предприятием принял британский майор Айвен Хирст. До конца года «Фольксваген» выпустил 1785 машин, на следующий год — 10020 штук, став на то время единственным изготовителем легковых автомобилей в Германии. Его не раз посещали специалисты из стран-победительниц на предмет демонтажа, в 1947 году туда приезжал Генри Форд II с намерением приобрести его, но никто так и не отважился расформировывать столь современное предприятие. Вскоре управление заводом англичане передали немецкой администрации, и с 1 января 1948 года генеральным директором «Фольксвагена» стал Генрих Нордхофф. Свою дальнейшую политику он сформулировал так: «Фердинанд Порше оставил настоящий бриллиант, который нам следует только отполировать». Действительно, уже в 1949 году он превратил «Фольксваген» в самое мощное германское автомобильное предприятие и одно из крупнейших в Европе, однако в общей стратегии придерживался политики одной модели, которая получила индекс «Тип-1».

Первые послевоенные легковые «фольксвагены» ничем не отличались от довоенных. Только в 1947 году началось изготовление обновленного седана, объем двигателя которого возрос до 1131 см3, а мощность увеличилась на 1,5 л.с, достигнув 25 сил. Более того, именно в этот трудный момент на шасси «Фольксвагена» кузовные фирмы «Хебмюллер» (Hebmuller) и «Вульфрат» (Wulfrath) предлагали оригинальные 2-местные кабриолеты, но вскоре они уступили место совершенно одинаковым седанам. С 1953 года «Фольксваген-1200» оснащался модернизированным 1,2-литровым мотором, созданным на основе прежнего путем расточки диаметра цилиндров с 75 до 77 мм. Внешне автомобиль отличался формой бамперов и одним овальным задним стеклом, заменившим два небольших треугольных. Через четыре года боковые стекла салона также чуть увеличили. С этого времени начался «великий застой», когда «Фольксваген Тип-1 (Type-1)» или «Жучок» не менялся в течение почти 30 лет, а базовая модель 1200 выпускалась до 1978 года, причем наиболее существенным изменением за все время стало увеличение ее мощности на 3 силы. Этот вариант стоил всего 3790 марок ФРГ, немного дешевле самых простых мотоколясок. Наиболее кардинальные изменения произошли лишь в середине 1960-х, когда появились сразу две новые модели 1300 и 1500 с 1,3-и 1,5-литровыми моторами мощностью 40 и 44 л.с. соответственно. «Жучок» в исполнении 1500 предлагался с автоматической 3-ступенчатой коробкой передач и модернизированной задней подвеской, оставшейся по-прежнему торсионной. Внешне обе модели можно было различить по увеличенным боковым окнам и суженной средней стойке кузова. С 1968 года на них устанавливали круглые фары вертикального расположения. Популярность простенького «Фольксвагена» росла невиданными темпами. Помимо известного прозвища «Жучок», в разных странах его называли божьей коровкой, горбунком, скарабеем, а в Швеции — оленьей губой, впрочем, кто-то именовал его не иначе как уродцем или клопом.

Стараниями Нордхоффа невиданными темпами «Фольксваген» выходил на передовые позиции в мире. К концу 1950-х годов только в Германии в его империю входило четыре завода, где было занято 54 тыс. человек. В это же время были образованы сборочные отделения в Бразилии, Мексике, Бельгии, Ирландии, Новой Зеландии, Южной Африке и Австралии. Ежедневный объем производства возрос с 78 машин в 1948 году до 3683 штук в 1960-м, когда было изготовлено около 750 тыс. автомобилей. Миллионный «Фольксваген» появился всего через 10 лет после войны — 5 августа 1955 года, а 2-миллионный — всего через два года после этого. Затем юбилейный миллионные автомобили сходили с конвейеров «Фольксвагена» каждый год, а с 1964 года — по два раза ежегодно. 1 февраля 1972 года общий объем производства «жучков» превысил рекорд в 15 миллионов, принадлежавший американскому «Форду-Т». В октябре 1974 года сборку «Жучка» из Германии перенесли в бельгийский город Эмден, К этому времени «Фольксваген» уже превратился в крупнейший в стране автомобильный концерн, включавший фирмы «Ауди» (Audi) и НСУ (NSU).

Между тем, в конце 1960-х годов изменившиеся требования европейского рынка привели к резкому снижению интереса к этой довольно примитивной машине. Ответом на это в 1970 году стал вариант 1302, предлагавшийся с двигателями объемом 1,3 и 1,6 л. При этом модель 1302S с измененной формой крышки багажника и крыльев и 50-сильным мотором получила переднюю подвеску на пружинных стойках «МакФерсон» (McPherson). Через пару лет появился кабриолет с кузовом «Карманн» (Karmann), а улучшенный вариант 1303S выпускался до 1976 года. Несмотря на все усилия, европейскую карьеру «Жучка» завершили прежние почти не изменившиеся модели 1200 и 1300. Последний «Жук» сошел с конвейера бельгийского завода 19 января 1978 года, ознаменовав выпуск в послевоенной Европе 16255 500 машин этой серии и примерно 20 млн во всем мире. Потом оборудование для их изготовления переправили в Мексику, и только фирма «Карманн» продолжала собирать кабриолеты 1303S до января 1980 года.

Характеристика автомобиля «Фольксваген-1200» (1954 год)

Число мест — 4. Двигатель оппозитный 4-цилиндровый верхнеклапанный воздушного охлаждения, рабочий объем — 1192 см3, мощность — 31 л.с. при 3000 об/мин. Коробка передач механическая 4-ступенчатая. База — 2420 мм. Колея передняя и задняя — 1290/1250 мм. Длина — 4050 мм, ширина — 1540 мм, высота — 1500 мм. Масса — 730 кг. Максимальная скорость — 110 км/ч. Средний расход топлива — 7,5 л на 100 км.

P.S. Изображения в процессе подготовки... Скоро.

Audi logo

На правах рекламы

Грузовики и техника из Германии - покраска грузовиков. Новая разборка грузовиков.


Наши коллеги

Пайка бензобаков на сайте http://www.бензобак-ремонт.москва.

Яндекс.Метрика
Бизнес.
И немного личного.

Сайт создан групой энтузиастов и не связан с Audi AG. Опубликованы материалы, находящиеся в открытом доступе и наши переводы
из зарубежных источников. Некоторые из них не связаны с маркой Ауди, но могут быть полезны широкому кругу автолюбителей.